Блог

"Проекции. Отторжение себя". Понятный психоанализ. КОНСПЕКТ

2022-06-05 10:00 Конспект видео

"Проекции. Отторжение себя" // Понятный психоанализ (КОНСПЕКТ видеолекции Ольги Демчук.)


Сегодня я буду говорить медленно, потому что есть некоторые темы, которые с наскока не поймешь. Поэтому сразу предупреждаю, чтобы вы настроились на медленное продвижение в этой теме.


Мы сегодня поговорим о проекции и об отторжении себя.


Тема проекции для меня сейчас важна, потому что я понимаю, что пока человек не присвоит себе собственные качества, собственные аспекты, не сформирует понимание своего реального Я, он не сможет меняться, - потому что иначе он меняет что-то несуществующее. То есть нам первоначально нужен фактаж, некоторое более-менее объективное представление о себе, и уже из него мы можем расти. Эта тема для меня настолько интересна, что я решила провести вебинар на эту тему.


***

Итак, давайте разберемся в проекции.


Что такое проекция в целом?

Это когда мы проецируем в другого причины своих переживаний.

То есть, у нас внезапно появляется какое-то эмоциональное состояние, какие-то переживания, и мы не можем присвоить себе это. Мы, например, не говорим: «Я злюсь», а говорим «это ТЫ разозлил меня». Мы при этом сохраняем свой идеальный образ («мы хорошие, мы не злимся»), а есть плохие люди, которые вызывают у нас злость («это не мое, это ты своим присутствием привнес»).


Чем это опасно?


Если ты привнес это своим присутствием в мое пространство, значит, ответственность за это лежит на тебе. И если ответственность лежит на тебе, то и воздействовать мне надо на тебя – я должна с тобой что-то сделать, чтобы перестать это чувствовать. Или я должна уйти от тебя, чтобы перестать это чувствовать. И многие люди так уходят и уходят, но с другими людьми они снова чувствуют то же самое, хотя они уже подзабыли, что:

* партнеры, допустим, меняются, а состояние такое же,

* работодатели меняются, а состояние такое же,

* профессии меняются, а состояние такое же.


И человек, заточенный на внешнем (на объяснении себя внешним), не в состоянии пройти трансформацию – он не в состоянии даже постигнуть себя, а не то, чтобы изменить.

Давайте попробуем с вами разобраться на примерах, потому что по своим клиентам я вижу, что у них этого понимания нет. Они знают слово «проекция», они даже могут объяснить теоретически, но в жизни они постоянно на это нарываются и не узнают.


***

Например, я, Ольга, решила для своего мужа приготовить сырники. Я встала раньше утром (у меня прием, но я встала раньше утром), замесила тесто, лепила, поджарила, выложила красиво на тарелочку, и говорю ему: «Приходи кушать сырники».

А он в это время говорит по телефону по работе (важные вопросы обсуждает). И я понимаю, что сырники стынут, и я начинаю ощущать злость на мужа.

В голове у меня возникают различные мысли (я раньше встала, я готовила, ты неблагодарный, ты не ценишь мой труд и т.п.) и у меня начинает расти злость на мужа.

То есть я начинаю генерировать злость, но я говорю: «это из-за мужа». То есть я говорю, что это муж является причиной моей злости.


Я незаметно для себя осуществила проекцию:

*эта злость была у меня,

* и я ее связала с фигурой мужа,

* и я назначила его источником этого,

* и причиной появления у меня злости.


Это и есть проекция, когда я не могу себе присвоить свою злость.


Если мы бы посмотрели, что происходит внутри человека в такой ситуации, то услышали бы вот что: «представляешь, я своему приготовила сырники, а он говорит по телефону, - он такой неблагодарный, а я ради него…». И мы можем ей кивать, ведь она такая кажущаяся себе жертвой, - а на самом деле – агрессивная, претенциозная и необъективно мыслящая.

Потому что, если ей задать вопрос «а почему муж не пришел есть сырники? И чья это идея была – пожарить сырники?», то она начнет злиться, потому что муж сырники не просил. А когда она спросила, жарить или нет, то он сказал, что торопится, и не знает, успеет ли их есть, или мы поймем, что муж говорил по телефону по работе.


И как только мы начинаем задавать проясняющие вопросы, то окажется, что муж не такой уж монстр в этой ситуации. И самое удивительное, что эта женщина, которая в этот момент плещет яростью на мужа, она не понимает, что она сейчас озлобленная, и она полна злостью.


И она это состояние воспринимает, как то, что она – жертва и к ней не отнеслись с должной благодарностью. И если ей сказать: «ну, ты сейчас злишься, ты сейчас обесцениваешь мужа, ты оскорбительно о нем высказываешься», то она скажет: «нет, это не так! Это ОН виноват».


То есть, пока она праведно гневается на мужа из позиции жертвы, то она сохраняет свой Идеальный образ, и та чернота, которая у нее есть, она якобы не ее – она мужа, это он ей ее (черноту) подбросил.


И пока она не поймет, что она является сама источником, генерирующим эту плохость, она с ней ничего не сможет сделать. Потому что если она (Ольга Демчук) опытный психоаналитик, приготовила мужу сырники, а муж говорит по телефону, и она чувствует злость, то она говорит себе: «это твоя злость, тебе надо что-то с ней сделать. Смотри, ты начинаешь заводиться. Но объективно он говорил, что может не успеть, и он говорит по делу, по работе, и тебе надо что-то сейчас сделать с собой, со своей злостью. Оля, сделай что-то со своей злостью, разберись с ней».


Потому что если Ольга не присвоит себе злость, не начнет с ней что-то сделать, то она захочет что-то сделать с мужем – она захочет мужа принудить что-то сделать, чтобы ей избавиться от той черной энергии, которая есть внутри нее появилась. То есть она начнет давить на мужа и его дергать.


Потому что если Ольга считает, что это муж виновник происходящего с ней, то и воздействовать надо на него. А если Ольга знает, что она причина происходящего, то ей надо что-то делать со своей злостью. А если она спроецировала причину, то ей надо что-то делать с мужем.


***

Еще один пример.


Допустим, я пришла к врачу. Пусть у меня на ноге выскочила бородавка или что-то еще.

И в этот момент, когда я прихожу к врачу, то я как женщина могу чувствовать стеснение, что мне нужно об этом говорить, и я воспринимаю это как свою плохость. А врач, к которому я пришла, у него этих бородавок 20 в день, он к ним относится как к обычной работе.


И в этот момент я начинаю испытывать смущение и свою плохость перед врачом. Но я не понимаю, что я сама – генератор этого стыда. И мне кажется, что я ИЗ-ЗА НЕГО чувствую этот стыд.


То есть я себя чувствую недостаточно прекрасной, недостаточно полноценной, и следующей мыслью я думаю: «я должна что-то делать с врачом» (я должна улыбаться, заигрывать, оправдываться – вы понимаете, у меня никогда не было бородавки, и внезапно она выскочила…).


Люди начинают оправдываться.

И я как психоаналитик постоянно это наблюдаю. Люди оправдываются, потому что то, что для меня рутина, норма, для них это как бородавка, они к этому относятся с таким ужасом. Им кажется, что этот ужас у них возникает из-за меня, а не из-за собственного наделения плохостью собственного аспекта, например.


И это оправдывание, страх передо мной, и они пытаются воздействовать на меня, то есть соблазнить, манипулировать или оправдываться. Например, если ты обнаружишь, то человек начинает оправдываться, потому что он не понимает, что плохость генерируется в нем. И он не понимает, что в нем генерируется плохость и ему нужно осуществить какое-то воздействие на меня - для того, чтобы уменьшить это состояние. Потому что если бы он понял, что это его состояние, то он что-то делал бы с собой, как та Ольга, которая сделала сырники.


И пока мы все выпуливаем из себя, всю эту плохость выпуливаем и назначаем внешние причины ответственными за эту плохость, то мы будем:


*во-первых, очень зависимыми от внешнего мира,

*во-вторых, будем тратить безумное количество сил на то, чтобы изменить другого человека, чтобы изменить какое-то его отношение к нам, хотя на самом деле он не имеет (к этим нашим переживаниям) никакого отношения.


Важно понимать, что все эти выпуливания черноты в другого, они всегда связаны с сохранением Идеального образа. То есть та Ольга, которая при подруге обесценивает мужа, рассказывая про сырника, - она «святая, жертва, мученица, и только он не прав».

Или же та Ольга, которая пришла с бородавкой, она «вообще на самом деле прекрасна, и у нее не появляются бородавки», и она не соглашается с этой плохостью и ей очень надо доктору доказать, что «обычно такого никогда нет, и вот случилось и т.п.».


То есть это такое бесконечное заигрывание с реальностью, которое не нужно реальности.

Например, когда мне клиент начинает рассказывать: «а знаете, как у меня раньше было…» и я начинаю понимать, что он так уменьшают плохость, но мне это точно не надо. Потому что, если мне задать вопрос: «как вы к этом относитесь, что у меня это есть?», то я отвечу: «Та. Такое у вас есть, и у меня есть, и у всех есть. Расслабьтесь».

А человек не слышит этого. Он мечется со своей плохостью и постоянно пытается ее приуменьшить.


***

Самое проблематичное – это когда есть большие обстоятельства реальности.


Вот, например, в Киеве звучит часто в последние три месяца воздушная тревога. И если я не понимаю, что это мой страх на нее (тот есть у меня внутри возникает страх, черная энергия, мне страшно), то я буду делегировать ее другим и начинаю ненавидеть российскую армию по киевлянам в данный момент стреляет баллистическими ракетами. А эта армия вообще не знает о существовании Ольги Демчук, – армия выполняет приказ. Ей нет никакого дела до меня. И моя злость и ненависть вообще никак НА НЕЕ не повлияет – я только СЕБЯ измотаю, я наполню СЕБЯ ненавистью, но никакого воздействия НА НЕЕ не окажу.


И если я буду понимать, что это мой страх, то я буду что-то с ним делать и уменьшать состояние.


А если я буду фонтанировать вовне, то это абсолютно бессмысленно (потому что такое фонтанирование ничего фактически не приносит), то я начинаю разрушать себя.

И нам важно научиться брать ответственность за свои эмоции.


Несомненно, муж может попросить сырники, а потом отказаться от них и уйти, и его доля какая-то есть и воздействие есть. Но важно понимать, что эмоции, которые мы генерируем – это наша собственность, это то, что принадлежит нам и генерируется внутри.


И когда мы начинаем другого человека обвинять, привлекать объяснять им происходящее, это значит, что мы уже делаем проекцию – мы выпуливаем те темные части, которые мы не хотим себе присвоить. И поэтому некоторым людям страшно выступать на публике, говорить с другими, потому что вся чернота, которая за спиной не видна, начинает активизироваться, и человек выпуливает это в других, и другие кажутся страшными, потому что они наделены страшными чертами – теми, которые не присвоены у нас.


«Меня все осуждают» - говорит человек, который других осуждает.

«Ой, они заметили мою ошибку, и они меня возненавидят!» - говорит человек, который сам никому не прощает ошибок и ненавидит всех за эти ошибки.

То есть человек наделяет мир собой, и потом сам пугается себя.

А когда ты более-менее светлый человек, то мир перестает быть страшным, потому что даже если ты наделишь его своими чертами, то ничего страшного, мир как мир.


***

ВОПРОС ДЛЯ САМОАНАЛИЗА: Как вы думаете, что вы чаще всего проецируете, когда выступаете на публике. И попробуйте присвоить этот аспект, потому что с присваиванием этого аспекта мы возвращаем себе силу (об этом подробно расскажу на вебинаре про проекции 25 июня).


***


СВЯЗАННЫЙ ВЕБИНАР: «Проекции. Внутреннее и внешнее» https://olgademchuk.org/proektsii , Вебинар будет практичным, будем разбирать примеры, пока это уже в автоматизм не войдет, пока мы сразу не будем понимать, что вот сейчас мы проекцию желали бы сделать.


Цикл лекций-практикумов "Дело. Психоанализ для бизнеса" https://olgademchuk.org/delo 


Проект для тех, кто хочет реализовать свой потенциал, хочет больше зарабатывать, хочет понять, как бизнес-процессы связаны с психоанализом

Школа психоаналитической практики "Сталкер https://olgademchuk.org/stalker-8

Желаю вам душевного равновесия.


***

ВОПРОС ИЗ КОММЕНТРИЕВ:

Ще цікаво дізнатися про проективну ідентифікацію

Проективна ідентифікація - це ідентифікація, впізнання своїх проекцій


Автор лекции: Ольга Демчук

Конспект записан: Ірина Кузнецова