Трудно быть богом. Давайте представим пустую комнату, посередине сидит человек. Он уверен, что он совершенен, он точно хороший, талантливый, и имеет право на взаимность от мира. Но мир почему-то не только равнодушен к нему, но часто даже враждебен. И человек понимает, что единственной возможностью выжить является соответствие этим непонятным ему требованиям. Он выбирает терпеть, он соглашается участвовать в игре, с непонятными ему правилами. Так возникает тюрьма, в которой заключённый всегда невинно пострадавшая жертва. И мы с сочувствием слушаем эту историю, сопереживаем главному герою, совсем не заметив счётчика, который фиксирует каждый акт аскезы и отречения от себя. Потому что мы привыкли страдающего считать невиновным, а того, из-за которого он страдает мучителем. И нам не приходит в голову проанализировать, что страдание давно стало добровольным выбором этого человека. Да, «добровольно» кажется нелогичным, как боль может быть променяна на счастье и развитие? - Никто в здравом уме на такое не согласится, этот человек вынужден так жить, у него нет выбора - вынесут вердикт зрители. И человек разрыдается в ответ, найдя поддержку. - Кто мучитель? Призвать его к ответу! Наказать! - потребует разгневанный народ. И человек начнёт называть много имён, они выцарапаны на стенах его комнаты, все те, кто причинил боль. Но проблема в том, что призванные к ответу мучители приносят такие же длинные списки имён тех, кто мучил их. И даже предки этих людей, вызванные на спиритическом сеансе, являются с именами виновных в их судьбе. И тогда возникает две линии рассуждения, по одной из которых виноваты рыбы, которые выбрались на сушу, по другой, прости Господи, сам Бог. А с ними особо не поговоришь. Есть еще третья линия рассуждения, не тупиковая. При скрупулёзном исследовании жизни человека прослеживаются причинно-следственные связи, изучая которые, можно и узнать сокровенную тайну. Человек уже давно сам мучает себя, и уже давно никто не виноват в том, что происходит в его судьбе. И счётчик фиксирующий самопожертвование, становиться адской машиной, на которую человек и работает. Соответствие и уверенность в собственной правоте. Безапелляционная вера в то, что если мне больно и я страдаю, значит, я «хороший». Боль – как критерий, страдание – как достижение, собственная ничтожность – как оправдание. И при этом ни слова о гордыне. Ведь жертвующие больше всех презирают людей, и тех, кого принято считать мазохистами, гораздо высокомернее тех, кого называют нарциссами. Последние хотя бы не претендуют так часто на «святость». А страдальцы уверенно тыкают пальчиком в «плохие поступки» других, но снисходительно могут «принять их таким, какие они есть». Фрейд предложил человечеству идеальный вариант для мгновенного поднятия самооценки и культивирования безответственности. То, что виноваты родители мы усвоили, но как изменить свою судьбу сейчас? - Тот, из-за которого тебе больно, виноват в твоём состоянии. И у тебя есть два варианта, страдать от этого, или злиться на него. Что выбираешь? Боль или агрессию? Ничтожность или праведный гнев? Обслуживание других или ненависть к ним? Презрение к себе или осуждение их? Несчастная и святая или высокомерная и наглая? Соглашайся, можно даже выбрать оба варианта, но по очереди. - А можно я ничего не выберу из предложенного? - Придётся. Тебе не выбраться из комнаты все равно. Ты её пленница навсегда. - Простите, а кто со мной сейчас говорит? - Я твой Бог. - Хорошо, что не рыбы, - подумала я. Вернёмся к третьей линии рассуждения, потому что пока она меньше всего похожа на безумие. Что может делать человек кроме страдания и осуждения? Опираясь на личный опыт, могу сказать, что когда я занята творчеством и самореализацией ни одной мысли о виновности моей или других у меня не возникает. То есть, когда я осуществляется акт самовыражения, когда я делаю то, что способствует моего развитию (прошу не путать с учёбой у других и слушанием чужих лекций, это может не развить, а наоборот лишить права на формирование своего мнения), я ощущаю себя свободной и счастливой. При этом, когда я делала, казалось бы похожие действия, но главным для меня было одобрение моей деятельности другими людьми, это становилось мукой и меня парализовало каждый раз, когда я ещё только приступала к обдумыванию как начать. Если продолжить рассуждение, то можно сделать вывод о том, что важнее не то, что мы делаем, а какой принцип заложен в эту активность, какую цель мы ставим перед собой. Этой целью точно не может быть желание: - понравиться людям; - самоутвердиться за счет заигрывания с другими; - блеснуть высокомерно умом перед неумными другими; - доказать кому-то что-то или отомстить; - конкурировать с выбранным соперником; - вещать чужие мысли; Потому что если руководствоваться одной из перечисленных целей, ты делаешь не творчество, а находишься в той же комнате, обусловлено соответствующий. Как заметил читатель, во всех этих формулировках незримо присутствует кто-то второй, а значит, ты не принадлежишь сам себе. Давайте вернёмся в пустую комнату, в тюрьму невинно пострадавшего. И если мы не торопимся и будем внимательнее, то увидим, что жертва изо всех сил сдерживает прорывающуюся наружу агрессию. Это вдвойне тяжело, потому что свою темную сторону нельзя показать даже себе, чтобы не развеять миф о «хорошести». Поэтому нужно обязательно найти того из-за кого приходиться испытывать все эти негативные чувства. Кого-то второго, чтобы передать ответственность за свою «плохость» ему. - Главное, чтобы счётчик аскезы не останавливался, а Внутренний бог был доволен. Он даёт мне надежду, что всё будет так, как надо мне, что мир ответит мне взаимностью. Потому что я «свят» и имею право получить заслуженную награду. Нет так уж плохо я и живу, у меня даже выбор есть. Мне можно страдать, а еще можно злиться, но только на плохих и неправильных людей. Автор Ольга Демчук