Блог

"Человек- функция". Психоанализ для бизнеса. КОНСПЕКТ

Конспект видео
«ЧЕЛОВЕК-ФУНКЦИЯ» / Психоанализ для бизнеса (Конспект видеолекции Ольги Демчук)

Сегодня мы поговорим про человека-функцию.
Когда мы говорим о человеке-функции, важно понимать, что мы говорим не о какой-то отдельной категории людей, а мы говорим о человеке, который может быть и как человек-функция, и как не человек-функция.

Например, когда мы устаем, мы становимся этим человеком-функцией.
У нас появляется такая рефлекторность в действиях и в мыслях. Мы как будто не можем провалиться на глубину, и все наши действия становятся ритуальными. Человек даже может что-то говорить, и ты спрашиваешь «почему ты это сказал?» и он не может ответить.
То есть человек-функция – это человек, живущий на рефлексах. У него есть рефлекторные думки, сложившееся рефлекторное поведение, и на основании этих стереотипов, не задумываясь «а почему я это говорю? Почему я именно так реагирую, почему я так действую?», человек катится как будто по рельсам.

Я опишу человека-функцию как отдельную категорию, но напомню, что это режим работы психики.

***
Когда мы входим к режим функции, мы начинаем все унифицировать. То есть это как разделение мира на белое и черное – это правильное, а это неправильное.
У нас появляется упрощение всего.
Я часто на психоанализе сталкиваюсь с тем, что человек говорит какой-то термин или пишет «это нарциссические защиты», но это только кажущееся знание, потому что терминология – это как раз унификация, когда мы пытаемся всю сложность мира объяснить какой-то теорией, каким-то термином.
И человеке-функции главной особенностью является то, что он, скорее (не пугайтесь!) неживой предмет, чем живой. То есть он скорее похож на робота, чем на человека, он как будто действует по наезженным программам.
И важно понимать, что если мы не выйдем из этой стереотипности, если мы не поймем, если мы не поймем свою ритуальность, если мы не поймем, на основании каких рефлекторных дуг у нас происходят реакции, то мы не сможем изменить свою жизнь.

Часто человек приходит на психоанализ, и он, не меняя способ обработки информации, пытается получить большее количество инструкций, потому что понимает, что его инструкции не приводят его туда, куда ему хочется.
То есть, фактически, человек не хочет больше понимания себя, а хочет какую-то иную версию себя.
Тот, каким он есть, он знать не хочет, вникать не хочет, а он хочет переместиться в какое-то место, в какую-то новую ракушку, в которой он будет жить, и проживание в этой парадигме, в это ритуальности даст ему что-то новое.

Поэтому в режиме человек-функция часто задается вопрос «что делать?». Не «почему это происходит?» или «какое это?», а именно вопрос «что делать?».

***
Человеку-функции свойственна скука.
Ему скучно жить, скучно что-то смотреть, что-то читать. Это происходит из-за того, что человек воспринимает тоже ритуально.
Человек не задумывается, что в воспринимаемом им есть первый слой понимания, второй слой и так далее, - что там много смысла, не доступного восприятию.
Потому что человек-функция как будто набрасывает свое покрывало, свой образ восприятия – один и тот же, - и поэтому ему кажется, что он видит одно и то же.

У человека-функции всегд есть проблемы с эмоциональностью. Это происходит из-за того, что стремясь к созданию какого-то совершенного образа или же просто правильного образа, стремясь стать правильным, человек воспринимает свои эмоции как врагов, которые ему не дают это делать.
Он не любит свою эмоциональность, он не хочет с ней разбираться. Он ее блокирует.
И из-за того, что эмоциональность отторгается, она не воспринимается как своя, его эмоциональный интеллект не развивается.
И получается, что или эмоциональная пустота, или аффективный взрыв.

В режиме человек-функция есть утилитарность.
То есть все воспринимается с точки зрения полезности или бесполезности (для себя). Там как будто нет места чему-то еще. Это такие схемы, алгоритмы и т.д.

***
В режиме человек-функция мышление происходит все время инструкциями.
Поиск некой идеальной инструкции, которую я буду выполнять, и она подойдет под все случаи жизни.
Это видно по вопросам: «что делать, когда другой с тобой не согласен?». Там отсутствует большое количество нюансов ( кто именно с тобой не согласен, какие у вас отношения, каким образом он с тобой не согласился, в каких обстоятельствах это произошло?).
Эти дополнительные вопросы создают целостное восприятие ситуации, но они будто перегружают, и человек говорит «я не хочу вникать в эти нюансы, дайте мне простой алгоритм».

Этот поиск простых алгоритмов, выполнение которых должно привести к желаемому, и есть эта роботность, ритуальность, когда живое уже стало неживым. И в режиме человек-функция личность смотрит на мир и весь мир или подтверждает ее правоту, или же обвиняет в неправильности.
Поэтому сложно воспринимать знание о себе.
Все знание о себе невыносимо, если оно не является подтверждением некого желаемого образа.
Если это не соответствует желаемому образу, значит, это обвинение в плохости.

Поэтому в речи таких людей мелькает оправдывание. Когда ты им что-то говоришь, человек воспринимает это как плохость, и он начинает оправдываться или злиться на вас, потому что ему кажется, что на него напали.

***
У человека-функции много контроля.
Он не реагирует на что-то, не вписан в эту реальность, не гармоничен с этой реальностью, а он как будто постоянно насилует реальность собой, пытаясь вменить этой реальности правила, по которым он живет.
Поэтому эти люди, попадая в новую компанию, постоянно пытаются понять, по каким правилам она функционирует.

Важно понять, что это отсутствие эмпатии тоже связано с чувствами. То есть человек-функция возникает тогда, когда с эмоционально-чувственной живой сферой нет контакта, и ты как будто слепой и глухой, у тебя недопонимание, что происходит, и ты можешь какими-то схемами понять,ч то происходит. И ты берешь инструкцию и сверяешься с ней, и пытаешься понять, что человек чувствует и как себя правильно вести.
И поэтому часто есть неуместность.
Когда человек вроде бы ведет себя правильно, но это абсолютно неуместно.
Человек говорит, и ему кажется, что сейчас правильно это сказать, но по реакции других людей он понимает, что он не угадал.

И у него есть требование к другим вести себя так, как ведет себя он, и это порождает категоричность, потому что когда человек живет в своде правил, в инструкциях, ему важно, чтобы и другие придерживались этих инструкций, иначе он не сможет рядом с ними жить тоже в своих инструкциях.
Поэтому не выполнение требований он воспринимает как нападение на себя, как угрозу себе.
Он понимает, что он не может это контролировать.
И в мнении таких людей проявляется категоричность, они как будто постоянно ищут правильный ответ, им нужен окончательный ответ, им нужен точный ответ, - им нужно точное представление о том, что будет.
И даже если эти люди ставят противоположные цели («например, «я должна завести семью / я не буду заводить семью), они должны до нее дойти. Это не про встроенность в реальность (когда будет семья или не будет – у человека нет фанатизма), а про то, что он видит цель и должен до нее дойти, и ему все равно, что вокруг и что с ним будет, главное дойти до цели.

***
Когда человек режиме функции, то его деятельность всегда как насилие («впрячься, пахать, вкалывать»). Потому что, входя в активность, он перегружает себя этими инструкциями, этой правильностью, он контролирует себя, он давит на себя, он боится сделать ошибку, и из-за этого ему кажется, что деятельность – это насилие над собой.
И поэтому единственная возможность не осуществлять над собой насилие – это отдыхать. И в его картине мира двоичность – или деятельность как насилие над собой, или полный отдых.
И люди живут только для того, чтобы работать, и работают, чтобы потом отдохнуть.
Поэтому часто бывает усталость, выгорание и прокрастинация деятельности. Потому что, если я вне войду, то мне надо будет себя изнасиловать.

***
Когда я говорю про человека-функцию, я не говорю про это как про абсолютно отрицательный персонаж.
Да, я сейчас специально усилила эти качества, чтобы вы могли их «потрогать», но если мы представим человека противоположного этому, то это будет человек-хаос, когда все хаотично.

Важно понимать, что для бизнеса необходимо унификация, некоторая стереотипность и функциональность, потому что это дисциплина, это выдерживание обязательств, ответственность и так далее.
Но нам важно понимать, что если этот режим будет один, то личность не сможет развиваться.

У человека-функции будто есть ракушка, внутри которой он живет, и он дальше этой ракушки не может вырасти.
Он ее структурирует, порядок наводит, но дальше нее он не вырастает.

Умение балансировать на уровне креативности и структурности позволяет нам, с одной стороны, быть встроенным в реальность (быть гармоничным, не насиловать реальность своими правилами), а, с другой стороны, важно понимать, что структурность, дисциплина – это залог бизнеса, это тот скелет, на котором он держится.
Если у человека только хаос, и нет возможности быть обязательным, то ему сложно создавать долгострочные проекты.

***
Чем, на мой взгляд, это интересно для бизнеса?
Важно понимать, если твой начальник или подчиненный – человек-функция.
Важно понимание, что многие вещи такие люди не могут понять.
Или, когда человек устает, то он входит в такой режим.
Или же, я сама могу входить в такой режим.
И здесь всегда будет плоскость мыслей.

Для того, чтобы появилась глубина размышлений, понимания, необходимо выйти из режима человека-функции, выйти из режима неживого, робота, который выполняет алгоритмы.

ВОПРОС ДЛЯ САМОАНАЛИЗА: Напишите в комментариях, какие из этих аспектов присущи вам, т.е. какие вы узнаете и, самое главное, в какие моменты они чаще всего появляются у вас.

***
Вебинар «Проекции. Внутреннее и внешнее» https://olgademchuk.org/proektsii
Цикл лекций-практикумов "Дело. Психоанализ для бизнеса" https://olgademchuk.org/delo
Школа психоаналитической практики "Сталкер https://olgademchuk.org/stalker-8

***

ССЫЛКА НА ВИДЕО: https://www.youtube.com/watch?v=VJLD2bvK25Y

***
Автор лекции: Ольга Демчук
Конспект записан: Ірина Кузнецова