Блог

Контейнирование эмоций (часть №2). Аутоагрессия. Стыд и чувство вины.

Статьи
Контейнирование эмоций (часть №2). Аутоагрессия. Стыд и чувство вины.

Для контейнирования эмоций необходимо, как я писала в первой части, в первую очередь узнать ошибки восприятия, включая дискретно-логическое мышление. Это поможет значительно снизить эмоциональную нагрузку. Второй этап в этом процессе - узнавание эмоций и осмысление происходящего внутри. Чем больше глубина понимания, тем осознаннее, а значит, управляемее для личности становятся эти процессы. Давайте разберём на примере аутоагрессии.

Агрессия бывает двух видов – направленная внутрь и направленная во вне. Больше всего человек страдает от аутоагрессии, это бесконечное обвинение себя в том, что «я не такой как надо, я плохой». Для того, что бы прекратить нападение на себя, нам понадобиться разобрать это явление подробнее, осуществить анализ. Основные виды аутоагрессии это: чувство вины и стыд. Чувство вины и стыд всегда являются обесцениванием и предъявлением себе претензией за несоответствие некому идеальному образу.

Как и многие процессы в психике эти состояния становятся патологичными, когда они избыточные, то есть испытывать умеренный стыд, чувство вины за совершённое, критически оценивать свои действия – это нормально. Но депрессия и длительные состояния подавленности и невозможности реализовать себя, связаны именно с этими гиперинтенсивными эмоциональными состояниями на протяжении длительного периода.

Давайте представим, что я хочу, чтобы другой человек дал мне яблоко: «Дай мне яблоко», - обращаюсь я к нему. И допустим, что этот человек отказал мне в этом: «Я не дам тебе яблоко».

Каждый из нас при отказе попадёт в состояние отверженности и обесцененности. Эти состояния для человека опасны, потому что помимо воли, рефлекторно включается страх смерти. Объясню почему. У каждого из нас был период от рождения до становления, в котором мы были зависимы от воли другого (родителя). Мы и сейчас всегда зависимы от людей, так как живёт в социуме, но значимые люди, в отличие от детства, могут быть заменяемы. В детстве мы не могли заменить значимый объект, на того, кто больше подходит нам. Поэтому их отказ удовлетворить нашу потребность, был действительно жизненно важным.

Поэтому при отказе нам в получении того, что мы хотим, нужно всегда быть готовыми к тому, мгновенно начнётся проваливание в неполноценность и страх смерти, но вот как долго мы там будем находиться и какой интенсивности будет этот процесс, зависит уже от нашей осознанности, умения чувствовать и мыслить.

Человек редко может мыслить абстрактно от себя, поэтому причина произошедшего со мной, это я. Конечно только «я не достаточно, нравлюсь, хорош для этого», «я не такой как надо», чтобы получить желаемое. То есть происходит вынесение однозначного вердикта и попадание в свою плохость, неполноценность, несостоятельность. И чем больше зацикленность на себе, тем глубже яма этой плохости. Так часто люди фантазирует о своей разрушительное силе, когда назначают именно себя причиной состояния другого.

Следуем логике дальше. Если я недостаточно хорош, для того, чтобы получить яблоко, значит мне нужно стать лучше, таким как надо. Многим ли из нас объясняли, почему мы не можем достигнуть желаемое? Многие ли из нас могут мыслить, анализировать и предположить, что наша просьба была некорректно сформулирована, и адресована, например, тому, у кого этого яблока вовсе нет? Или же этот человек вообще не в состояние делиться?

Неизвестность и непонимание, почему это происходит, формирует пустоту «меня нет», человек теряет контроль над ситуацией. Поэтому психике очень важно придумать причину, объяснить себе, почему она не получило желаемое. И если у человека есть в размышлениях только я, я и я, то значит и претензию можно предъявить только к себе. Человеку трудно распределить ответственность на себя, другого и обстоятельства, в которых произошёл их контакт.

Почему мы не может распределить эту ответственность между собой, другим и обстоятельствами, в которых это случилось?

Больше повезло тем, у которых родители могли брать на себя часть ответственности за происходящее и просить извинение, когда были не правы. Таким образом, они учили ребёнка мыслить в модели «Это не ты во всём виноват. Всё гораздо сложнее». Немного меньше, но всё же повезло тем, у кого был свод родительских правил, которые нужно было выполнять. Но у многих не было даже этого, всё зависело от настроения значимых взрослых. И правили нас до правильных внушением чувства вины и стыда, обесценивая как нас самих полностью, так и всю нашу активность в событийности.

Например, если мы получали двойку или неуд по поведению, то наши родители также первоначально попадали в свою плохость. Они редко могли задать себе вопрос: «Как я воспитываю своего ребёнка, если с ним такое происходит?». Или же задавали, но не могли вынести понимания истины ответа на него. И чтобы избавиться от восприятия себя как плохого родителя, делегировали эту плохость нам, внушая чувство вины, стыда, не разбираясь, так в чём же там было дело, объявляли нас «не такими как надо» и наказывали.

Могу сказать, что наших родителей воспитывали аналогично, и они передают нам своё наследие, и если мы не изменим своё мышление, то обязательно передадим это своим детям.

Вернёмся к аутоагрессии. Многие из нас уже давно не живут с родителями, но продолжают выстраивать отношения уже с самим собой, как ранее было принято. При этом человек, не замечает своей аутоагрессии и садистических нападок на себя. Многие даже считают это заботой о себе: «Вот я сейчас понападаю на себя, обесценю себя, раскритикую, стану лучше и получу желаемое». Как мы относимся к себе, так мы будем относиться и к другим, и при заблокированности чувств и невозможности обратиться к своей живой части. Человек бывает жесток, при этом, будучи уверен, что он всё делает правильно. Вместо живого, там тюремная стена, которая транслирует «как надо, как правильно», не взирая на садистичность её методов и причинения боли как себе, так и другим.

Отсутствие опыта объяснения причин происходящего и не узнавание агрессии, приводит к тому, что мы пытаемся садистическими атаками на себя исправить положение дел. Или же нарастить такое напряжение внутри, так затероризировать себя, что для нас становится меньшим злом всё же осуществить акт активности, который, скорее всего и к сожалению, закончится аналогичным и неудачным результатом. И в какой-то момент личность входит в клинч. Осуществляемая активность не приносит желаемое, так как причины неудачи не были должным образом проанализированы и поэтому человек попадает в несостоятельность испытывая боль. Но в тот же момент попадает под жернова собственных претензий перемешанных со стыдом, чувством вины и обесцениванием как себя, так и своих действий.

Как выходить из этого состояния? Во-первых, необходимо эту статью, если вы в описанном узнали себя, сделать не только информацией, которую вы прочитали, а попытаться воспроизвести все описанные этапы, и главное научиться узнавать на эмоциональном уровне, когда вы попадаете в это состояние. Во-вторых, научиться узнавать и называть вещи своими именами, в вашем внутреннем пространстве. Если вы садистично атакуете себя обесценивая, то это надо так и назвать «садистичная атака обесцениванием». Так же важно понимать, что лучше, бодрее, результативнее ваша активность от этого никогда не станет. Вы можете изменить свою судьбу, только осознавая причинно-следственные связи своих поступков, а не устраивая внутренний террор самому себе. Вам придётся стать самим именно тем, кто объясняет, анализирует, и развивает своё мышление, а главное умеет узнавать свои чувства. Потому что если эмоции и чувства не узнаны, то и анализировать будет нечего.

Тех, кто хочет пойти ещё дальше и получить знания о целостной моделе психики, я приглашаю в Школу интуитивного мышления «Шпионские игры».

Ссылка на мероприятие https://www.facebook.com/events/233509494346905

Автор поста Ольга Демчук