Что такое активность, чем она отличается от агрессии?
Если я скажу тихо и мягко: «Не делай это», меня в агрессии трудно будет обвинить. Но если я скажу громко, с напором: «Не делай это», то кто-то вполне может сказать мне, что я агрессивная, возможно итальянцы не скажут, но это не точно. То есть мы можем сделать вывод о том, что интенсивность и эмоциональный контекст фразы определяет её восприятие, а значит и смысл.
У нас есть бессознательные параметры активности, некий трафарет, который мы, накладывая, определяем, попадает ли это в приемлемую для нас норму, или же уже избыточно, а значит - агрессивно. Трафарет формируется в нас многими событиями, мы даже выбираем для просмотра видео-каналы, подписки на блогеров, книги, которые подтверждают наше исторически сложившееся представление о том, что «правильно» и утверждаемся в своей «хорошести».
Любая активность другого проявленная во вне, интенсивнее и больше, чем разрешённая нам, будет воспринята нами как агрессия. Если мне можно защищать себя, когда меня бьют, а другому нельзя, он назовёт моё поведение агрессивным. При этом для сохранения самооценки, человек обязательно найдёт оправдание, почему, например: «Это у них работая такая, они на самом деле хорошие».
Если мне можно высказывать своё мнение о политике, а другому это запрещено (ведь так можно клиентов психологу потерять), он назовёт это агрессивным. При этом для сохранения самооценки, он скажет: «Зачем про это говорить, мы всё равно ни на что не влияем», и потом добавит: «И вообще я полностью согласен с мнением вышестоящих, они делает всё правильно, а ты, высказывая протест, призываешь к бунту. Хочешь, чтобы как в Украине было?» (говорят люди, которые здесь не живут).
Активность всегда блокируется из-за страха потери желаемого. Запрещая себе активность, человек отменяет свои потребности и блокирует эмоции. Эти три процесса всегда идут последовательно и почти одновременно (это меньше секунды): потребность электрическим током возбуждает нервную систему и рождается эмоция для усиления узнавания желаемого, которая создаёт дополнительное напряжение, побуждая осуществить активность вовне. Но если по той или иной причине это запрещено, то сила воли, вместо устремленности к развитию навыков удовлетворения своих потребностей, расщепляется на два потока.
Первый: это ПРИНУЖДЕНИЕ к соответствию «правильному трафарету», который сулит когда-нибудь в будущем получение удовлетворения. Второй: это ПОДАВЛЕНИЕ естественного побуждения. Возможно, кто-то скажет из вас, что это нормально, мы же не можем игнорировать социум. Но здесь есть один интересный момент.
При блокировании потребности-эмоциональности-активности (ПЭА), неизбежно отключается контакт с телом, интуиция и мышление. И поэтому человек не может быть адекватным внешней реальности, он с ней не синхронизирован, он в ней не живёт. Он вроде бы даже что-то делает, но получает результат далёкий от ожидаемого.
Побочным продуктом всего этого будут боль и страдания, обязательно будут, потому что вместо желаемого ты добровольно подписываешь отказ и ещё и заставляешь себя быть соответствующим. Но так как человеку важна значимость, которую даёт уверенность, что он всё делает «правильно», ему приходиться придумать легенду о том, что его страдания «святы» и он «хороший». Так страдание становится своеобразной валютой, накопленной аскезой, которую как бы можно обменять на то, что хочется, по прошествии какого-то времени. Так развивается навык ждать, а для этого себя нужно погрузить в летаргический сон, схожий с состоянием плода, которому достаточно ждать, хорошо кушать для того, чтобы расти и развиваться.
В идее принуждения есть и истина и ложь. Действительно, упорный труд и дисциплина могут нас привести к желаемой цели, но с одним условием. Если выбранный вектор, то есть направление осуществляемой активности, спланированы верно, то есть с учётом здравомыслия и реальности. Но как это сделать, если, как я писала выше, контакт с телом, интуицией и эмоциональностью, а значит с реальностью, потерян? Тогда остаются только страдания, которые могут быть переведены в активность, только когда психика накопит такую интенсивность внутреннего напряжения, что проламывая стену страха, блокирующую активность, всё же решится изменить вектор. Это своеобразная инициация, похожая на рождение уже другой личности. Плоду в утробе тоже становится невыносимо плохо и тесно, и он принимает решение родиться. Но до этого состояния можно не дозреть и за всю жизнь.
Если мы графически изобразим происходящие процессы в психике, то может составить вот такую схему. В ней человек карабкается на стену соответствия выбранному идеалу по оси Y вверх, при этом подавляя ПЭА своей индивидуальности, и неизбежно срывается вниз, потому что это он делает на усилиях и вопреки здравому смыслу. Так он оказывается в неполноценности соскальзывая, потому что даже при достижении не получает удовлетворения. И, отдохнув, опять начинает восхождение в направление бессмысленного для него вектора. Красные стрелки - это непрерывная аутоагрессия, в которой человек самозабвенно и не замечая это, обесценивает свою индивидуальность (подробно об аутоагрессии рассказывала на вебинаре «Эмоции и мышление»). Синие стрелки – это непрерывное «так правильно и надо», которое человек не может логически объяснить, потому что рискует увидеть ложь, которую он внушал себе десятилетия.
Помимо описанного у человека с выключенным ПЭА, атрофируется навык формирования и узнавания собственных потребностей. ПЭА для многих становятся внутренним врагом, который их атакует и принуждает идти через стену страха, нарушая летаргический сон. И человек, как я писала в одном из постов, становится лианой, которой нужно дерево. То есть нужен тот, кто будет этот вектор создавать, давая смысл жизни, говоря, что делать и что правильно. Гипотетически можно научиться быть самому деревом, если тот, кого ты выбрал, освоил контакт с собой, а не пытается использовать тебя в своих целях, подкрепляя твою выученную беспомощность. Раб может научить только быть качественным рабом.
Поэтому задавание вопроса «Что делать?», изначально патологично. Скорее нужно учиться не продуцировать мысли «красных и синих стрелок». Тогда жизненная энергия сама найдёт себе путь, ей нужно не мешать, это естественно и синхронизировано с реальностью и бытием. Человек вместо состояния «тревожного усилия» в страхе не соответствовать правильности, начнёт двигаться не по оси Y, а перейдёт на ось развития Х.
Автор Ольга Демчук
P.S. Набор в Школу интуитивного мышления уже завершён. Но можно приобрести видео запись лекций и попасть в закрытую группу Школы, в которой можно будет задавать вопросы по лекциям. Или же приходите в следующем году.