Блог
Конспект видео

"Жизнь в смирительной рубашке. Контроль соответствия". КОНСПЕКТ

ЖИЗНЬ В СМИРИТЕЛЬНОЙ РУБАШКЕ. Контроль соответствия. Блокирование эмоций // КОНСПЕКТ видеолекции Ольги Демчук

Многие люди не ощущают на себе смирительную рубашку, они настолько к ней привыкли, что воспринимают ее второй кожей, как будто ее нет.
Когда мы спим, то, что бы ни происходило в наших снах, то это наш мир, который мы придумали, это мир, над которым мы являемся богом этот мир - порождение нашего сознания.
В момент пробуждения мы переносимся из «мира имени нас» в реальность. И в этот момент наше тело и сознание ощущает стресс. Точно так же, когда мы проваливаемся из яви в сон, мы тоже переходим эту границу между мирами. И в момент пробуждения мы начинаем контролировать себя, и происходит это сжатие. И именно из-за этого сжатия многим не хочется просыпаться.

Чем у человека более субъективен мир, чем он меньше соотносится с реальностью, тем будет больше отвращения в восприятии внешней реальности как чего-то атакующего, как чего-то чуждого, как опасного. И в момент пробуждения реальность нас атакует.

Поэтому многие люди просыпаются с базовой тревогой, и сразу начинают что-то делать (например, ныряют в ленту) для того, чтобы не оставаться с собой наедине.
Этот контроль сдерживает наше безумие, и я попрошу вас к слову «безумие» относиться спокойно. Это не сумасшествие. Это то, что хранится в нашей памяти. Ребенок с точки зрения взрослого немного безумен, и мы прощаем это детям, потому что понимаем, что они маленькие, они только учатся жить в этом мире. И если взрослый начнёт себя вести как ребенок (начнет истерить, разбрасывать вещи, говорить «я не хочу на работу, мне надоело»), он будет выглядеть как безумный. Когда личность реагирует по детскому, человек со стороны выглядит безумным.
И когда активизируются наши доминанты, все эти точки счастья и ужаса, то мы понимаем, что мы теряем контроль над собой, мы уже не владеем ситуацией, мы ее не контролируем. Эти точки безусловного ужаса и счастья, скрытые в бессознательном, вызывают в нас страх, потому что мы понимаем, что их активизация требует нашего контроля. То есть смирительная рубашка контроля должна затянуться потуже, побольше сдерживать и контролировать себя.

Если человек не относится к своему бессознательному как к пространству, которое тоже является частью его, и человек отторгает то, что ему в себе не нравится, то это внутреннее в нем тоже будет вызывать ужас, как и внешняя реальность.

То есть человек, фактически, заперт между двух стен:
*одна стена – это внутренний мир, который бомбит его чем-то непонятным, враждебным, и это то, что атакует и не поддается контролю;
*другая стена – это внешний мир, который тоже перед нами постоянно ставит вызовы.

И личность заперта в этом и держит оборону. Эта смирительная рубашка сжатости, контроля, это такая группировка, где человек как в боксе – закрылся и отбивает удары, которые сыплются изнутри и снаружи. И человек уже не понимает, кто его бьет и снаружи, и внутри, он закрывается и сковывается.
И поэтому пока нет разграничения внутреннего и внешнего,– это мое безумие внутри (внутренний ребенок, который состоит из совокупности ТБС, ТБУ) или это другой человек осуществляет эту атаку, - личности весьма сложно найти, где находится потолок, а где пол.
В этих состояниях личность ощущает себя как маленький космонавт в большой бочке, которая катится, и человек не знает, на что ему опереться, на что ему встать ногами. Несомненно, он мог бы опереться на себя, но как опереться на себя, если ты себя отторгаешь, если ты со своим безумием не знаком? Человек пытается цепляться за внешнее, н внешнее тоже не понятно.
И эта вся эмоциональность (безумие оно именно эмоционально, аффективно) вызывает у человека желание быть сжатым и контролирующим.
Смирительная рубашка заметна, когда в общении с другим человек начинает контролировать (специфический взгляд контроля). Фактически человек контролирует свое внутреннее эмоциональное безумие, но он не понимает, но он не понимает, что атакует сам себя, и поэтому контролирует внешний мир (кто на меня как посмотрел, кто как выглядит и т.д.). От таких людей ощущение, будто они пытаются внутрь тебя проникнуть.

Эта смирительная рубашка сковывает человека как клещами. Человек себя чувствует себя в этом состоянии сжатым.
Думаю, вы все это ощущали, когда предстоит какая-то важная встреча, и вы уже назначили человека значимым, и в этот момент вы ощущаете, как вы сжимаетесь, то есть идет блокирование внутреннего безумия, но так как мы не можем понять, что мы сейчас сдерживаем, нам кажется, что это внешний мир воздействует на нас, и мы таким образом его удерживаем.

Если бы мы представили внутреннюю эмоциональность как игрушку - стеклянный шар, в котором от взбалтывания как будто снег идет, - то мы бы поняли, что мы находимся в обороне, прежде всего, от внутреннего воздействия.

Этот контроль сдерживания внутреннего безумия отупляет человека. Когда происходит это сжатие, то человек как будто не может понять, говорит «я теряю глубину мыслей. Я не могу до чего-то дотянуться, я не могу сформулировать. Я только потянулся за мыслью, а она уже убежала». Этот контроль внутреннего и внешнего не дает возможность потянуться в глубину, получить доступ к глубинам своего мышления, своего чувствования. И в то же время к глубинам своей памяти.
Человек как будто смотрит внутрь, а внутри – стена.

Что делать в такой ситуации?
Допустим, вы уже достаточно честны с собой и понимаете, что эта смирительная рубашка контроля присутствует. Важным является понимание, что пагубно отторгать, отталкивать свои аспекты. Чем больше неузнанного, непонятного внутри, тем больше будет необходима смирительная рубашка для того, чтобы это сдерживать.
Фактически, человек должен развернуться в свой внутренний мир и зайти в дверь этого внутреннего мира, и начать потихоньку все там узнавать. Если это неузнано, не присвоено, то над этим нет власти.
Только то, что мы понимаем, только те процессы, которые мы уже узнали в себе, дают нам возможность на них влиять. Если происходит отторжение, то тогда контроль становится единственной возможностью быть более-менее адекватным (формально адекватным).

Это особенно ощущается в моменты стресса, когда реальность начинает становиться действительно опасной. Как сейчас в Киеве. И в этот момент все спящие наши доминанты, все точки безусловного счастья и безусловного ужаса начинают активизироваться, все вместе, и тогда личность погружается в такое сонливое состояние, сомнамбулический сон, притупленность. И этот сон тут же блокирует активность. То есть личность сдерживает эти эмоции, которые рвутся. Но ей кажется, что она с собой в этот момент ничего не делает, что внешнее на нее оказывает воздействие. И это похоже на железные ободы, которые держат бочку, которая может разорваться.
Это сдерживание, эта смирительная рубашка позволяет сохранять личности целостность. И мы не говорим, что с этим надо бороться, и что этот контроль надо с мясом вырвать, - ни в коем случае. Это то, что помогает нам выжить в критических ситуациях.
Но именно смотрение внутрь эмоциональности, узнавание, присвоение помогает нам ослаблять контроль снаружи. То есть, контролировать контроль бессмысленно, работать с контролем – бессмысленно. Это все абсолютно не имеет долгосрочного эффекта. Все это возможно уменьшить только если уменьшить эмоциональное напряжение внутри, уменьшить это безумие внутри, присвоив его себе.

Знакомство с собой на первых этапах, когда у тебя начинает рушиться идеалистическое представление о себе, оно тяжело воспринимается. Уже потом, когда ты понимаешь, что твое лубочное представление о себе – это такая красивая история, которая не имеет с действительностью ничего общего. Эти первые шаги даются всегда с трудом.
Но когда уходит приверженность своему идеальному образу, и ты соглашаешься узнать себя, понять себя, то в этот момент происходит «усыновление / удочерение» себя и своего неизведанного пространства. Самое неприятное в этом всем – что хочется всегда спроецировать причину. То есть человек зажат между внутренним и внешним миром, который не понимает, что внутри, что снаружи, ему выгоднее это все проецировать, выгоднее назначать кого-то другого ответственным за свои эмоции.
И пока мы не прекращаем это процесс проекций, мы не можем в себе это все присвоить, мы не можем наконец-то собрать все пазлы для того, чтобы увидеть себя целостно.
Начинать с того, чтобы не проецировать, понимать, что все эмоции генерируются, и я хозяин их.
Постепенное узнавание, постепенное присвоение будет снижать контроль.

Пока этот контроль существует, поумнеть невозможно. Есть всякие курсы по развитию логики, интеллекта и т.д., и человек единственное что может – это заучить чужие мысли. И эта глубина проживания этой жизни, она невозможна в этой смирительной рубашке. Контроль затыкает рот, ослепляет, оглушает, потому что когда личность перегружена внутренними действиями, тогда психика обрубает внешнюю реальность, чтобы она не перегружала. И поэтому ощущение, будто ты в вате находишься. То есть психика не справляется с внутренним, и выключает внешнее, потому что мы посылаем сигнал, что это из-за внешних каких-то условий.
Я не говорю, что внешнее не влияет. Я объясняю процессы, которые происходят внутри.
И эта возможность поумнеть, стать оригинальным в мышлении, стать источником уникальных идей – это невозможно, пока есть эта смирительная рубашка.

***

ВОПРОС ДЛЯ САМОАНАЛИЗА. Попрошу вас дополнить свое видение этой смирительной рубашки, и тогда мы сможем сделать с вами коллективное творчество, и когда другие люди будут читать, это им поможет недостающих фрагментов добрать, чтобы картина была целостной.

***

ССЫЛКА НА ВИДЕО: https://www.youtube.com/watch?v=ui9qGKf0b7s

Автор лекции: Ольга Демчук
Конспект записан: Ірина Кузнецова