Блог

Плохой, плохой и еще хуже.

Статьи
Плохой, плохой и еще хуже.
Сантехник пришел по вызову и говорит:
- Вам поплавковый клапан надо менять в сливном бачке, сломался он.
«Я сломала унитаз», - это было её первой мыслью, она почувствовала, как волна вины за криворукость накрывает её. За виной внезапно накатила спасительная злость на сантехника и появилась мысль: «Ему лишь бы деньги с меня тянуть».
Вслух она сказала:
- Сколько будет стоить ремонт?
Сантехник оторвался от бачка и удивленно посмотрел неё:
- Вы чего кричите на меня?
- Я спрашиваю у вас. Вам же деньги нужны? Ну, так и отвечайте.
«Истеричная дамочка, подумал сантехник, надо накинуть оплату, нервы мне потрепит точно», а вслух сказал:
- 200 гривен.
Психоаналтику на консультациях надо говорить не про клапан, и даже не про бачок, а про аспекты психики. И это усугубляет ситуацию. Человеку слышатся: «Ты плохой, ты плохой и еще хуже». Я по наивности как то спросила у клиентки, с которой мы разбирали её злость на меня и вышли на её чувство вины за всё на свете: «Вот если бы вызвали сантехника, и он вам сказал, что бачок в унитазе надо чинить, вы бы тоже себя виноватой чувствовали?». Она ответила: «Конечно, это же я унитазом пользовалась, значит, я сломала».
И злость на психоаналитика, и восприятие его как мучителя ужасного, будет на порядок больше, чем на сантехника, смею вас уверить. И если человек в начале, при идеализации, сносит боль душевную как должную, но как только вы поможете обрести ему уверенность в себе, на вас будут злиться вполне откровенно.
Всё дело в восприятии происходящего, а точнее в восприятии сказанного. Оно звучит как приговор для людей с комплексом несостоятельности, потому что у них ты не тот, кто хочет помочь, а тот, кто, как и родитель упрекает тебя, обвиняет тебя, уличает тебя. У таких людей, могу сказать, у нас, у таких людей мир не безопасный, мир нападает, мир враждебен. И тут два варианта, или терпеть, или нападать в ответ. В родительском доме такими детьми были недовольны, и плохое настроение родителя не было логичным, поэтому настароже надо было быть всегда.
«Кто маме нервы трепит? Это ты! Кто всегда мешает? Это ты! Кто всё сделал не так? Это ты! Кто всё испортил? Это ты! Кто ужасный никому не нужный выродок? Это ты!».
«Никому не нужный», это приговор. Выше я описала даже не родительские слова и крики, а то, что думает ребенок про себя сам. Так у ребенка и формируется образ себя, отвратительного, никчемного, бессмысленного и, самое страшное, никому не нужного существа. Когда ребенок подрастет и начнет свою жизнь, его восприятие себя не изменится, он будет чувствовать себя ответственным на всё, и виноватым во всём в своей жизни.
Для того, чтобы что-то сделать, а особенное новое, такому человеку придется пройти девять кругов ада внутри, потому что если он допустит ошибку, если у него не получится, он нападет на себя, «укатает в асфальт» медленно и методично, вспоминая все нюансы своей неудачи и приговаривая: «Ты ничтожество, ты никто, ты не можешь ничего сделать нормально». Поэтому для психики гораздо «дешевле» обойдется делать ничего. Такие люди просчитывают всё до мелочей, они педанты, они зануды, они прокручивают все варианты по сто раз. Они так сильно боятся это внутренней атаки на себя, что, даже сделав все эти ритуалы, они или так и замирают, так и не начав, или тут же бросают начатое.
Больше всего мы боимся самих себя и того, как мы заведем себя в пыточную, и начнем хлестать себя оскорблениями и унижать себя за неудачу. У нас внутри живет монстр, которого я в своих постах называю Душегуб.
Нашей фундаментальной плохости так много, что «новая порция» из вне не влезет. Нам кажется, что мы боимся людей, начальников, партнеров, преподавателей, психоаналитиков, налоговых инспекторов, но на самом деле мы боимся монстра внутри, который учинит суд и будет наказывать виновного, припоминая этот промах всю жизнь.
Ведь мы же храним в памяти, как в 1998 году, на дне рождении у Светки… И в моменты сегодняшних неудач стена позора за всю нашу жизнь предстанет перед очами и от туда, как из рога изобилия посыплются схожие воспоминания.
«Вы забыли сделать отчет - я ничтожество». «У вас трубу прорвала, у нас с потолка капает – расстрелять меня». «Вы сели на моё место – я как всегда ужасна». «Вы забыли мне перезвонить – я безмозглая дура». Как-то так у таких людей. И если они на вас будут реагировать аффективно и агрессивно, понимайте, они живут в аду, и если у них виноваты вы, а не они, у них обеденный перерыв в преисподней.
Плохость кипит и вариться, пребывает как каша, потому что претензий к себе всегда много, даже если ничего не делать. «Ты ничего не делаешь, потому что ты ничтожество», - так что особо не полежишь. И у таких людей есть обязательно психосоматика, чем жирнее товарищ Душегуб, тем этой соматики будет больше.
Им бы осознать это всё хоть чуть-чуть, им бы адище это демонтировать, но знать, что они живут в аду тоже нельзя, потому что это прозвучит так: «Ты вообще ужасен, ты еще и на себя нападаешь, живешь в аду, из которого нет выхода». Поэтому понимать, выводить в сознание из бессознательного для них проблема.
Когда такой человек начинает злиться на психоаналитика, он же сам и не выдерживает своей злости и уходит обычно из анализа, потому что он понимает, что перед ним враг, который на него нападает. И ему надо противостоять, а не слушать. И убивать хочется каждую минуту, поэтому уйти надо побыстрее.
Психоаналитику тоже весело. Во-первых когда с тобой в постоянном противостоянии работать практически невозможно, во-вторых, даже если начали злиться уже на тебя, работать тоже невозможно, потому что говорить этому человеку тоже ничего нельзя, можно только хвалить, восхищаться, поддерживать, в общем, стать матерью. А если ты станешь «матерью», человек пойдет в слияние, и ты провалишь весь процесс. В общем, выкручивайся, как можешь. С теми, с которыми удалось «поругаться» и выяснить отношения, начинается значительный прогресс. С теми, кто играет роль «святых», анализ заканчивается. Они без выяснения отношений обвиняют тебя в плохости, или кричат на последней сессии, или пишут смс «прощай», и оставляют тебя «великого и ужасного» и думают, что свободны. До следующего Главного в их жизни да, свободны.
У «плохих и ненужных» детей всегда есть еще один интересный момент. Они ждут «принца, принцессу, учителя, миссию», которые их расколдуют. Расколдовывание будет происходить приблизительно так. Найдется человек, который начнет заботиться о них бескорыстно, будет любить их и ничего не требовать взамен, он не будет жалеть денег, и сделает их смыслом своей жизни. И вот тогда, только тогда они приобретут свою ценность и разрешат себе изменить восприятие себя, потому что это будет безусловная любовь, которую им не дали их родители. «И если меня полюбят безусловно, то значит я могу считать себя хорошим и получить право на жизнь», - так думают они и ищут, ищут неустанно этого «доброго, любящего человека», который конечно же разочарует их, потому что взрослому человеку всегда что-то надо взамен и этим он всё испортит. И когда это "взамен" он попросит, то станет злейшим врагом для них, потому что испортит сказку, которая должна была принести им свободу и возненавидят они его за это люто.
Принца/принцессу ищут не потому, что "инфантильны", а потому что на это есть более глубокие причины. Им нужно это безусловное принятие, чтобы закричать себе: «Я не плохой, не плохой, я не хуже, чем другие, потому что меня кто-то любит и я кому-то нужен».
«Плохость» - это наказание человека, но в ней есть сакральное значение для личности и для души. В чём оно, я буду рассказывать подробно на третей лекции «Школе интуитивного мышления. Шпионские игры».
P.S. «Плохость» - это надуманный аспект личности, полностью затмевающий его Душу, человек забывает своё «имя», своё предназначение и смысл, заложенный в него. С одной стороны эта боль не даёт забыть об этом, а с другой мучает человека и пока он не вспомнит кто он на само деле, это не остановить.
Автор Ольга Демчук