Блог

"Ловчие сети слияния". Понятный психоанализ. КОНСПЕКТ

Конспект видео

«Ловчие сети слияния». Понятный психоанализ. // (КОНСПЕКТ видеолекции Ольги Демчук.)


Все мои ролики условно можно разделить на тактические и стратегические.


Стратегические – это когда я выстраиваю некое общее дерево, а тактические – это как листья на этом дереве (когда я детализирую то, что я сказала до этого).


Сегодняшний ролик – стратегический.

Я готовлюсь к вебинару «Проекции» и систематизирую материал. Мне важно, чтобы вы понимали в целом, откуда берутся проекции, и что в целом делать с личностью, чтобы этих проекций было меньше.


Для этого надо рассмотреть тему слияния.


Слияние и проекции связаны как близнецы-братья:

*там, где есть слияние, будут проекции,

*там, где есть проекции, будет слияние.


Для того, чтобы нам понять, зачем человеку слияние, оно раскачивает личность, изнутри создает аффект, напряженность. Но человек продолжает его создавать.


Поэтому я и назвала этот ролик «ловчие сети слияния», потому что слиянием человек как будто пытается захватить мир или захватить другого человека, или захватить группу лиц.

Таким образом он пытается вовлечь их в тот внутренний сценарий, в котором живет сам.

Я думаю, что все рядом с некоторыми людьми чувствуют, что эти люди будто внутрь вас хотят забраться, они прям стремятся через глаза проникнуть в вас. Люди навязчивые, прилипчивые, которые уделяют вам такое избыточное количество внимания, что вам становится не по себе. Это уже явное избыточное слияние.


Но на самом деле мы все являемся носителями собственной субъективности. И чем больше в этой субъективности эгоцентризма, желания, чтобы было так, как я хочу, то тем больше у нас будет слияния и проекций.


Итак, есть два конструкта:


Первый конструкт – субъективное нереалистическое представление о мире. Это персональная система координат, в которой я хочу, чтобы было все так, как надо мне, и я не хочу, чтобы было не так, как надо мне. Это мои страхи и мои желания. Мне бы очень хотелось, чтобы люди, которые рядом со мной, обслуживали это. И ради этого я готова жертвовать собой, давить, скандалить, ведь мне важно подчинить это себе.


Второй конструкт – это реалистичное объективное представление о мире, когда мы понимаем, как устроен этот мир, какой я и т.д.


И когда мы выстраиваем с миром реалистичные взаимосвязи, у нас больше вероятности достичь результата, чем когда мы начинаем осуществлять это насилием. А слияние – это именно насилие, подчинение себе. Даже если это идет даже через жертвование собой, то это все равно манипулятивный детский способ выстраивания общения с миром.


Слияние – это когда человек хочет разыграть с миром, с группой лиц или с одним человеком некий внутренний сценарий, он хочет туда вписать его. И это набрасывание «ловчей сети» может происходить на одного человека, группу лиц или на весь мир.


То есть, когда появляется тот человек, которого мы бы хотели включить в свою жизнь, сделать его персонажем в своем мире, то в этот момент у нас идет автоматическая попытка слияния.


То же самое у нас происходит и с группой лиц. Например, когда вы приходите на лекцию или в группу, или вы выступаете перед публикой, и когда вам необходимо реализация сценария, который вы придумали (т.е. отклик этих людей н вас должен быть предопределен). Конечно, нам хочется всеобщего восхищения и признания, чтобы, когда мы выступаем, все смотрели на нас. И тогда человек, который полез за телефоном, мы воспринимаем как отвергающего нас, как того, кому мы не интересны.


Самое патологичное – это когда мы навязывать миру представления о том, каким должен быть мир. Люди так и говорят законы вселенной, и трактуют их так, как им хочется.

То есть у нас может быть 2 варианта выстраивания взаимоотношений с миром, с группой лиц или с одним человеком.


1 тип: познающий. Когда мы с любопытством пытаемся понять, как он устроен, что происходит, что это такое. В этом познающем отношении к миру много интереса, бурлящей жизни. Иногда такое отношение сравнивают с детским отношением, но это не детское отношение. Детям присуще незнание и любопытство. Взрослый человек может быть таким же интересующимся миром и самим собой, познающим.


2 тип: желание использовать мир, людей или одного человека в своих целях. То есть такой подчиняющий тип отношений – это когда я хочу, чтобы все было так, как надо мне. Повторюсь, что даже если вы жертвуете собой, то это жертвование только ради того, чтобы выжать из мира определенное отношение к себе.


Когда у нас подчиняющийся (подчиняющий) тип выстраивания отношений с миром, то он всегда будет избыточно эмоционально заряжен – он всегда будет про боль, страх и злость. Боли, страха и злости в этом типе много.


То есть, фактически, когда человек живет в этой парадигме, живет в слиянии с миром, когда все относится к нему, все должно быть таким, как ему надо, то он переполнен избыточным эмоционированием, — это такая «планета боли», на которой он живет.


Я долгое время занималась эзотерикой, йогой, и там тоже есть путь из боли, чтобы было меньше боли и страданий. И эти самые страдания при проживании во взаимоотношениях с миром как подчиняющимся, этих страданий там в избытке всегда. То есть мы можем сделать вывод, что когда у нас появляется избыточное эмоционирование по поводу какого-то человека, избыточное эмоционирование по поводу каких-то событий, то это говорит о том, что мы уже вошли в слияние с человеком, событием и т.д.


Многие в этом месте говорят: «так что, мне должно быть все безразлично?».

Это крайность.


Я во многих видео говорю, что мыслить крайностями - бессмысленно. Везде надо искать точность, приближенность к истине, к реальности. А не эти полярные крайностями. Истина – она не по середине, а вообще лежит не в этой плоскости.


Это не про безразличие – мы говорим именно про избыточное эмоционирование.

То есть, когда у нас есть избыточное аффективное эмоционирование, значит, процесс слияния начался, и будут проекции в сторону объекта слияния.


Когда мы входим в слияние, то если мы «всасываем» этот объект в свой мир, то тогда мы начинаем наделять этот объект своими чертами. У нас появляется такой «мир_Я», когда мы начинаем говорить «правильно/не правильно, хорошо/плохо».


В реальном мире все значительно сложнее, чем эти детские категории.


Но когда мы вошли в слияние с объектом, то мы начинаем наделять его своими аспектами. Мы начинаем о нем судить, оценивать и т.д, когда мы находимся в собственной искаженной субъективности.


И в этом суждении, в этом праве выносить оценку, есть определенное восприятие себя как доминирующего, как царя, как Бога, который знает, как должен быть устроен этот мир, который знает и сейчас насоветует, как правильно надо делать.


Поэтому несмотря на то, что человек, находящийся в слиянии, испускающий проекции (т.е. наделяющий мир собственными аспектами, решающий, каким должен быть мир), - это человек, живущий в аффектах на «планете боли» с большим страхом отвержения, большим страхом, что он не такой, как надо и т.д. Там много злости на себя, на других, аутоагрессии. И несмотря на все это человек не может отказаться от этой парадигмы, потому что ему тогда нужно добровольно сложить полномочия «царя, утверждающего, какой этот мир».


И поэтому не так-то просто человека вывести оттуда. Даже когда это представление есть, добровольно отказаться от своего «всемогущества, наделения мира теми чертами, которыми мне надо, - очень сложно. Поэтому люди и живут на «планете боли», поэтому они и не уходят оттуда.


Когда мы говорим о проецировании, о вхождении в слияние, о навешивании ярлыков, мы говорим о Ложном Я, ничтожном и великом одновременно. Мы говорим о том, что оно входит в слияние с миром, но мы с вами говорим и про Реальное Я. То есть фактически у нас отношение к Реальному Я тоже по типу слияния, и поэтому мы так же атакуем Реальное я, как мы атакуем других людей, группы людей или мир – своей претенциозностью и желанием, чтобы было так, как нам надо.


Поэтому для того, чтобы помыслить эти процессы, необходимо как будто разделить

*свое Ложное Я как совокупность своих заблуждений,

*свое Реальное Я.


Потому что, когда Реальное Я перемещается в ловчую сеть слияния, то мы выстраиваем с Реальным Я взаимоотношения тоже в этой искаженной системе координат.


Мы начинаем к нему предъявлять претензии. Оттуда же аутоагрессия, обида на себя, наказание себя. Некоторые люди наказывают себя лишением удовольствия. Они наказывают себя тем, что морят себя болезнями, например, не обращаются к врачам, морят отсутствием развлечений («ты наказан и сиди теперь дома»).


То есть человек со своим собственным Реальным Я создает такие же странные отношения, которые он создает со всеми этими группами.


И ключевая мысль у человека: «это не такое, как мне надо»:

*этот человек не такой, как мне надо,

*эта группа лиц не такая, как мне надо,

*этот мир не такой, как мне надо,

*и Я САМ не такой, как мне надо.


Как надо для того, чтобы наконец-то реализовался какой-то генеральный бессознательный план («план по захвату власти над миром»). И человек тогда мечется в обвинительных структурах.


Именно тогда возникает мысль «кто виноват: я или другой?».


Это будет неизбежно.


Человек мечется между двух зеркал. Он ощущает запертость, он ощущает лишенность своего потенциала и у него есть такое интуитивное понимание, что в нем больше чего-то, но он живет как будто в какой-то маленькой каморке и не может использовать себя в полной мере, раскрыть себя.


Это метание между «кто виноват» говорит о том, что человек живет в этом подчинительном отношении с миром. То есть он себя точно так же пытается использовать, вплести в какой-то сценарий, в который он вплетает и остальных людей.


Эта зацикленность на себе, когда мы не можем воспринимать этот мир отдельно от себя, когда все имеет отношение к нам, такое эгоцентричное слипающееся отношение, когда ничего в этом мире не может быть без вынесения нашего суждения об этом.


И человек, вынося суждение, властвует над этими объектами.


То есть любое наше суждение, которое исходит из субъективного желаемого преставления о мире, это захват власти над этим.


Говорю сейчас непростые вещи. Понимаю, что может быть сложновато, можно пересмотреть, перечитать. Но когда вы поймете, что находитесь сами у себя в плену, то вы поймете, как вам оттуда выйти.


Поэтому ловчие сети слияния – это про внутренний субъективный сценарий, который должен быть реализован, и это всегда про ожидание от мира, что он станет таким, как надо. И тогда или мне надо измениться, чтобы он стал таким, как надо, или мир должен измениться.


***

ВОПРОС ДЛЯ САМОАНАЛИЗА: В каких сферах вы понимаете, что уже можете выстраивать отношения без слияния? Отношения, где вы отдельно. Может быть, это отношение с друзьями. Может, это отношение с одним каким-то человеком, когда вы понимаете, что с ним вы точно не в слиянии. Или когда вы, например, занимаетесь какой-то деятельностью. Или же когда вы, например, приходите на работу, и вы понимаете, что в семье вы в слиянии, а на работе – нет. Поищите ту сферу, где вы сохраняете свою отдельность, и можете не быть на «планете боли», находясь в отношениях с этим объектом.

Может быть, это будет машина – тот объект, где вы будете чувствовать себя не находящимся в слиянии, и не живущим на этой «планете боли».


***

СВЯЗАННЫЙ ВЕБИНАР: «Проекции. Внутреннее и внешнее» https://olgademchuk.org/proektsii


Цикл лекций-практикумов "Дело. Психоанализ для бизнеса" https://olgademchuk.org/delo , где мы будем разбирать, какие процессы происходят в бизнесе.


Школа психоаналитической практики "Сталкер» https://olgademchuk.org/stalker-8


***

ССЫЛКА НА ВИДЕО: https://www.youtube.com/watch?v=1XlcT_ot4Es


Автор лекции: Ольга Демчук

Конспект записан: Ірина Кузнецова