Блог

"Значимость и ценность". КОНСПЕКТ

Конспект видео
ЗНАЧИМОСТЬ И ЦЕННОСТЬ// Понятный психоанализ / КОНСПЕКТ видеолекции Ольги Демчук. ИВМЛ

Многие люди пытаются убедить себя, что они ценные от природы, что в них много ценности, и что эту ценность они не видят по какой-то причине.

Некоторые уверены, что эту ценность им должны были дать родители, и они продолжают злиться на них за то, что они лишили их счастья.

Кто-то делает аффирамации, медитации или еще какие-то практики, но ценность почему-то не прибавляется.

Сегодня мы попробуем разобраться, что является истинным, а что ложным в этих всех умозаключениях.

Давайте попробуем понять, что такое «ценность личности».

Я бы скорее говорила, что принятие своей реальной личности. Наше ощущение обесцененности возникает именно потому, что у нас нет принятия себя реального. Мы реальные кажемся себе недостаточно прекрасными, недостаточно соответствующими какому-то придуманному образу. И поэтому наше реальное Я все время «не такое, как надо».

То есть основная эмоция, которую мы испытываем по отношению к себе реальному – это недовольство, мы все время собой недовольны.

Те люди, которые ходят на психоанализ, с удивлением обнаруживают, что у них кроме недовольства нет к себе других эмоций. То есть человек живет в недовольстве собой, он бесконечно, беспрерывно испытывает недовольство к себе реальному. И только в редкие минуты в виде исключения он доволен собой. И чаще всего это довольство собой происходит тогда, когда им доволен кто-то другой.

То есть быть довольным собой человек считает чем-то неправильным.

Например, многие люди думают, что если они перестанут быть довольными собой, то они перестанут к чему-то стремится, а недовольство будто гарантируют им рост и эволюцию.

Недовольство собой – это общий термин.

Для того, чтобы расколдовать себя, нам надо понять его суть – нам надо понять, что есть реальное Я, которым мы недовольны, и желаемое Я, которое требует от реального достичь то, что ему надо. как гиперопекаемый ребенок, который требует у родителя «дай, дай мне желаемое в том количестве, в котором я хочу». наше ложное Я постоянно атакует реальное Я, оно постоянно им недовольно, и оно требует, чтобы оно стало лучше.

Но проблема в том, что мы можем развиваться только реальным, и если реальное все время в состоянии угнетения, в состоянии подавления, то оно развиваться не может. Оно может выполнять какие-то очень простые функции. И наше желаемое Я, которое нарастает (а мы чаще всего эволюционируем именно им), оно увеличивает объем желаемого, уносится в фантазийное обладание громадными результатами, громадными достижениями, и когда сознание возвращается в реальное Я, то оно чувствует себя ничтожным.

То есть мы не говорим о приобретении ценности и значимости, а мы пока говорим об отсутствии недовольства.

У человека есть некое реальное Я и есть некое представление о себе, которое всегда лучше, чем реальное положение дел. И это представление о себе может провалиться в худшее представление о себе – худшее, чем я есть на самом деле.

Но чаще всего мы удерживаемся в лучшем. Когда человек падает в худшее представление, то он падает в худшее представление о себе реальном, которое не может обеспечить должную жизнь идеальному Я.

То есть даже когда мы испытываем неполноценность, недовольство, отсутствие значимости и ценности, есть та наша часть, которая находится в неком эталонном положении, и обесценивает реальное Я, то есть все равно есть превосходство.

Поэтому и неполноценность, и превосходство – это две категории, два аспекта, которые существуют всегда вместе, всегда в паре.

Наше реальное представление о себе – оно очень стабильно, оно не колеблется, мы все время приблизительно одинаковые. Единственное, что когда мы развиваемся, растем, то происходит очень медленный рост потенциала (потенциал всегда растет медленно).

Ложное Я – это нестабильное представление о себе, оно все время колеблется и зависит от громадного количества обстоятельств – от отношения ко мне людей, от того, получается у меня что-то или не получается, от того, о чем я фантазирую или вспоминаю. То есть моя самооценка постоянно колеблется между величием и ничтожностью.

И как только я становлюсь двумя ногами на истинное представление о себе, мне эти колебания не грозят.

Например, я – тот человек, у которого могут быть аффективные вспышки ярости. И если я это признала, если я легализировала это, то оно входит не в мою плохость, а в мое реалистичное представление о себе. И тогда, когда у меня возникают аффективные вспышки, я говорю себе «да, это мой аспект, я такой бываю».

Важно понимать, почему эти аффективные вспышки надо анализировать, выявлять причины, по которым они появляются, но так же важно присваивать их себе не как «о боже, что это было», а как свою абсолютную норму. Тут я не говорю, что если это норма, то ее не надо исправлять – исправляйте, пожалуйста. Но тут важно признать, что действительно у меня это есть. Потому что человек часто стирает знание о себе.

Наша психика делает с нами интересный фокус: когда я привыкла себя наказывать за несоответствие идеалу, то самое простой способ избежать аутоагрессии – это не замечать то, что мне не нравится, человек ослепляет себя. Он становится незамечающим собственные недостатки, чтобы не напасть на себя.

Итак, если мы представим человека как стакан, наполненный водой, то это недовольство реальным как отверстия в стакане, через которые постоянно уходит ценность. И когда мы говорим о приобретении ценности, мы говорим об уменьшении аутоагрессии и недовольства собой.

Напомню о том, что, когда человек чем-то недоволен, он отождествляется с желаемой версией себя. Если я недовольна дорогой на моей улице, то, значит, я лучше знающая то, какая должна быть дорога. И это постоянное бурчание, обесценивание других и себя, оно всегда начинает лишать смысла существующую реальность.

То есть, когда мы с вами говорим об отсутствии ценности, то мы говорим об отсутствии смысла.

Обессмыслить можно все, что угодно – всю свою жизнь, всех своих друзей, писателей, философов, психологов, и в этом обесценивании мы лишаем все смысла, остаемся в собственном превосходстве, но остаемся в полной пустоте.

То есть, когда мы говорим об обесценивающем недовольном человеке, то мы говорим о человеке, у которого в жизни нет смыслов.

Я часто слышу от других людей, что они чувствуют себя брошенными, отверженными, и при более глубоком разборе того, что такое эта брошенность и отверженность, выясняется интересная деталь.

Например, человек с тобой в диалоге и двадцать минут он говорит не переставая. Он называет это общением, но по факту это является его монологом. Он не заботится о тебе, он не наблюдает, интересно ли тебе сейчас, не скучно ли тебе сейчас. Он не приглашает тебя участвовать в диалоге, а он захватывает собой все пространство и вещает. И когда ты пытается вклиниться в этот разговор, он ощущает себя обесцененным, испытывает стыд и свою неполноценность.

То есть человек начинает чувствует свою неценность, потому что кто-то посмел прервать его двадцатиминутный монолог.

Или, например, у человека есть какое-то мнение. Девушка говорит «если вы будете носить юбки, то ваша женственность разовьется. Вы будете очень женственной, если будете постоянно носить юбку». Такое мнение кажется мне примитивным, потому что я как психоаналитик понимаю, что для разблокирования женственности необходимо гораздо больше условий, чем одно наличие юбки. И я говорю «я не согласна с вами», и мое несогласие человек мгновенно воспринимает как обесценивание себя. Он воспринимает меня как нападающую, обесценивающую. Он опять себя чувствует покинутым и обесцененным.

Или, например, ты не хочешь с кем-то общаться – с этим человеком тебе некомфортно, неприятно. И ты говоришь человеку «я не могу с тобой общаться». И человек это воспринимает как отвержение и обесценивание себя. То есть на стороне того, кто не хочет общаться, мы себя чувствуем правыми, мы говорим «это токсичный человек, нам с ним не нравится», но если мы окажемся в роли человека, с которым не хотят общаться, то мы мгновенно начнем называть нежелающего общаться с нами «отвергающим и обесценивающим».

То есть приклеить себе эту печать, означающую отвержение и обесцененность, можно очень легко.

И эти брошенные, обесцененные, отверженные люди чаще всего обладают небольшим количеством достоинств, и они редко умеют заботиться о других, учитывать их интересы, понимать, чем они могут быть полезны.

Для того, чтобы быть ценным и значимым, нам надо быть нужными другому человеку.

Разберем это на примере стакана. Если стоит множество стаканов, а человек хочет пить, то он выберет тот стакан, который наполнен водой.

Точно так же для общения человек выберет того, кто наполнен тем, что ему сейчас надо. А если другой человек – как стакан, наполненный песком, то он его не выберет.

Вот Ольга Демчук, на которую вы тратите время, смотрите ролики, кто-то конспектирует, тратит деньги, приходит на вебинары, школы. Если бы я не обладала определенными качествами, то я бы вам была не нужна, и я не была бы для вас ценной и значимой, и я бы не ощущала себя ценной и значимой для вас. То, что вы тратите на меня свое время, говорит о том, что я для вас ценная и значимая. Я читаю ваши комментарии и ощущаю себя ценной и значимой для вас.

Если бы я для вас это не делала, вы бы не писали мне эти комментарии. Если бы я снимала какую-то ерунду, вы бы ее не смотрели и не писали бы эти комментарии.

То есть человек должен обладать какими-то аспектами, которые приносят пользу другим людям.

Человеку это сложно понять, он все время мечтает о безусловном принятии, когда он будет вытворять то, что он хочет, а другие буду с восторгом принимать его и восхищаться им.

То есть фактически неосознанно мы стремимся к вседозволенности, и мы хотим, чтобы эту вседозволенность люди принимали с восторгом.

Выход в ценность и значимость начинается тогда, когда появляется другой, когда мы видим другого, и когда мы даем не то, что есть у нас, а то, что надо другому.

В такие минуты мы ощущаем себя ценными и значимыми.

Ольга Демчук, если ее уложить спать, когда она спит, она неценная и незначимая. Она становится таковой, когда она осуществляет деятельность, нужную для других людей.

Подведем итог.

Первоначально нам надо наш стакан сделать недырявым, то есть убрать это недовольство собой, которое чаще всего связано с идеальным образом.

Как только мы убираем недовольство, мы начинаем встречаться с собой реальным, и мы принимаем себя реального.

Мы не говорим о ценности себя реального, мы говорим о познании себя реального. Мы говорим об ответе на вопрос «кто я и какой я». Мы признаем истину.

После того, как истина признана, мы понимаем, какие мы, можно задать себе вопрос: «какими аспектами я обладаю, чтобы я был нужен другим людям».

То есть наш стакан, ранее продырявленный, может начать заполняться ценностью.

На недовольстве построить эволюцию личности нельзя. Эволюция личности – это развитие конкретных навыков. Недовольство тут только мешает, а не помогает.

И когда этот стакан постепенно наполняется навыками, аспектами, которые нужны другим людям, мы становимся тем стаканом, из которого хочет выпить воду другой человек.

Вот такая она ценность и значимость.

Желаю вам доброго сердца и умения заботиться о себе и других.

***

ВОПРОС ДЛЯ САМОАНАЛИЗА. Поделитесь опытом воспоминаний о том, когда вы ощущали себя ценным и значимым, делая что-то для других. Не вызывает ли у вас отторжения и детского негодования мысль, что ценным и значимым можем ощутить себя только когда заботимся о других людях?

***

ССЫЛКА НА ВИДЕО: https://www.youtube.com/watch?v=xLMXIWUDAjs

Автор лекции: Ольга Демчук

Конспект записан: Ірина Кузнецова