"Как остановить аутоагрессию" // Самоанализ (КОНСПЕКТ видеолекции Ольги Демчук)
Сегодня я хотела бы обсудить с вами такую тему: почему нам себя не жалко.
Эта тема связана с аутоагрессией.
Для того, чтобы вам объяснить этот механизм внутри личности, я обращусь к метафоре.
Давайте представим, что есть человек, который попал в заложники к некому злодею. И этот человек является его рабом и работает на этого злодея. Злодей плохо кормит этого заложника, он постоянно требует, чтобы этот заложник отдавался ему полностью и для себя ничего не просил.
Дело в том, что в нашей личности наше истинное я находится в заложниках у злодея Ложного я.
Ложное я паразитирует на истинном я, потому что только в истинном я есть потенциал энергетический.
Для того, чтобы понять, каким образом мы себя атакуем аутоагрессией, нам важно понять, что у нас существует две эти структуры - истинное я и ложное я.
Истинное я ушло в изоляцию, оно попало в рабство в тот момент, когда нам надо было соответствовать, т.е. когда мы начали воспринимать себя, свое тело, свои эмоции как помеху для того, чтобы получить желаемое во вне.
В этот момент и происходит погружение истинного я в изоляцию.
Многие мои клиенты описывают сны, в которых они обнаруживают себя пойманными и плененными.
Они пробуждаются и они пытаются найти выход.
И рядом есть какие-то враги или один враг, какой-то злодей, от которого надо смочь уйти.
Этим злодеем и является ложное я.
Почему же мы не ощущаем аутоагрессию, не ощущаем, как мы себя уничтожаем.
Проблема в том, что мы ассоциируем себя с этим злодеем. То есть мы не ассоциируем себя с пленником, с тем пойманным человеком, которым и является наше истинное я.
Мы с отвращением, пренебрежением относимся к нему.
И в тот момент, когда мы - моралисты, когда мы лучше знаем, когда мы диктуем условия, когда мы пытаемся подчинить кого-то, - мы отождествлены с ложным я.
Ложное я нам нравится гораздо больше.
Оно кажется нам идеальным, сильным, всемогущим, которое может достичь все, что угодно - может создать машину времени, вернуться и исправить судьбу, может спланировать будущее, может быть бессмертным.
В ложном я жизнь бесконечна - она не имеет ни начала, ни конца.
Поэтому отождествляться с ложным я нам гораздо приятнее.
И мы фактически находимся в белой комнате - в белой комнате отождествления с идеальным, где отвергаем все то, что нам не нравится. И не нравится нам наше истинное я, которое кажется нам слабым, неумелым, ничтожным в сравнении с идеальным образом.
Но проблема в том, что в белой комнате мы не ощущаем, что мы живем.
Когда мы пытаемся имитировать жизнь, мы не ощущаем ее вкуса. И многие люди настолько заблокировали истинное я, свои чувства и тело, что они уже не ощущают ничего.
Они не понимают даже, что они не ощущают ничего.
Многие мне говорят: вот ложное, там такое буйство эмоций, а в истинном - скука. В истинном я гораздо интенсивнее проживание, потому что ты проживаешь и телом и эмоциями в полноте каждую секунду своей жизни.
Ложное я - это мелкая лужа, которая фонтанирует.
Истинное я - это глубина чувств.
Фактически, люди не могут встретиться с истинным проживанием чего-то. С истинным проживанием утраты, радости, потому что наша психика привыкла жить на малых дозах, и поэтому она эмоции испытывает по чуть-чуть. Иногда есть аффективные вспышки, но эти вспышки для человека энергозатратны.
То есть в тот момент, когда раба долго мучают, он может не выдержать, и тогда происходит аффективная вспышка. И в этой вспышке мы как ненормальные звери, и это еще один повод для ложного я затолкать истинное я в клетку, и сказать - ты сумасшедший, ты безумный, не вылазь.
И человек попадает в безысходность. То есть для того, чтобы ему смочь развить истинное я, ему надо пойти в собственную неполноценность - выдержать знание о том, что он не понимает, кто он, не понимает, что он чувствует. Ему придется заново учиться жить, дышать, ходить, делать.
Но как только он пытается прикоснуться к истинному я, понять, какое оно, он свою неполноценность воспринимает как повод для аутоагрессии.
То есть человек создает себе циклическую ловушку: чтобы вызволить истинное я, надо с ним отождествиться, понять, что я и есть оно - уязвимый, не всезнающий, что я смертный, что прошлое не изменить, что такова моя судьба, таковы мои возможности на сейчас. Но как только человек пытается это осознать, он тут же набрасывается на себя и атакует. И фактически мы создаем себе безвыходную ситуацию, в которой куда бы мы не пошли - появляется безысходность.
И тогда мы выбираем эту белую комнату безжизненности и идеальности, в которой мы можем нафантазировать, какие мы. Потому что, как только мы идем в понимание, где мы сейчас находимся, какие мы, то мы не выдерживаем свою уязвимость и начинаем себя атаковать.
Эта аутоагрессия, эти атаки на истинное я, которого пытают, как раба, избивают как раба, чтобы оно было соответствующим, мы и не ощущаем, потому что в этот момент мы за ложное я, которое кажется нам прекраснее, а не за истинное я, которое нуждается в нашей помощи.
То есть мы отождествляем себя с этим великолепным злодеем, и всеми силами пытаемся исторгнуть, отторгнуть, отфутболить от себя подальше истинное я.
Поэтому когда мы начинаем работать с собой, то человек, который действительно дошел до истинного я, испытывает ужас - ужас от того, что он с собой делает, ужас от того, как он жил свою жизнь.
Многие люди не выдерживают ужас, и возвращаются в свой ложный (идеальный) образ.
Самое главное в работе над собой - это понять,что боль мы причиняем себе сами - не кто-то, а мы сами.
Как только мы начнем присваивать себе авторство боли, у нас появится возможность разотождествиться с ложным я, со злодеем, с которым мы себя ассоциируем.
То есть мы себя ассоциируем с идеальным образом и говорим: истинное - это не я.
Поэтому люди стирают из памяти все свои неудачи, они стирают всю свою ответственность, потому что если они присвоят себе это, то им надо будет накинуться себя с кулаками, избить себя, корить себя.
Поэтому очень важно отказаться от оценочного суждения, от привычки обесценивать и обвинять, и тренироваться в этом лучше в отношениях с другими, потому что в отношениях с собой достаточно сложно.
Очень многие люди не замечают этого моралиста, этого обесценивателя, садиста внутри себя.
Они воспринимают это как “правильность” - как правильно надо, чтобы человек вел себя, реагировал и т.д.
Поэтому мы и не можем ощутить боль, потому что истинное я отторгнуто, поэтому мы не можем ощутить боль во время аутоагрессии.
Когда начинается контакт с истинным я, мы говорим: это и есть я, я, который несовершенен, непрекрасен и не все знает, то только в этот момент мы можем ощутить боль.
То есть ложное я атакует, кусает, обесценивает, и мы говорим - мы вот этот объект, а не тот, на которого нападают.
И во время актов аутоагрессии мы чувствуем величие, мы чувствуем, что мы лучше, чем мы есть, мы может лучше, чем мы есть - “давай, поднажми!”.
А когда мы начнем себя ассоциировать с той частью, над которой мы издеваемся, мы чувствуем боль и понимаем, что мы атакуем сами себя.
Отождествляться с ложным я, с тем “злодеем”, который совершенный, мы отождествляемся и чувствуем, будто мы великие и терзаем не себя, а некое существо, которое не может нам обеспечить достойную жизнь.
Фактически мы похожи на уроборос, который кусает свой хвост.
Об этой зацикленности я подробнее рассказываю на вебинаре про личностные границы, а сейчас только коснусь.
Фактически, человек, который создает всю эту структуру ложное/истинное я, - это уроборос, который кусает свой хвост.
Но так как у него контакт с хвостом потерян, то он не чувствует боли и отождествляет себя с головой, которая кусает.
Поэтому в моменты аутоагрессии у людей высокомерное лицо, у людей недовольное лицо. Человек отождествляет себя со злодеем, он не хочет понимать, что он - то ничтожное, уязвимое, чем он недоволен.
Эта запертость в комнате боли, т.е. боль мы не можем выдержать, неполноценность мы не можем выдержать, мы не можем выдержать незнания, непонимания, нам там неуютно, мы не привыкли к такой интенсивности чувств, мы оттуда выскакиваем и перебегаем в белую комнату идеальности.
Если мы теряем свою идеальность по какой-то причине, то максимум можем пойти в комнату аутоагрессиии, где властвует наш ВНО, и мы отождествляемся с ВНО.
Часто бывает так, что мы атакуем себя аутоагрессией, мы накапливаем громадное количество злобищи, и нам ее надо куда-то вылить, нам надо на кого-то наброситься, кого-то обвинить и обесценить, чтобы слить внутреннее напряжение. И нам надо найти кого-то, куда мы можем слить яд.
И этот наш презрительный взгляд на других людей - это и есть отождествление с этим злодеем, и мы нацелены на поиск недостатков.
Это мы делаем с собой, и это же мы делаем по отношению к другим людям.
То есть наше критиканство других, наша заточенность на поиск черноты, делает нас этим черным злодеем, который не может созидать, а может только разрушать обесцениванием, претензиями, недовольством. И из-за этого мы не можем быть творцами, мы не можем созидать, мы не можем расти, потому что мы все время себя стрижем как английский куст под соответствующую форму.
Чтобы выйти из этой замкнутости, надо научиться быть честными с собой.
Быть честными с собой могут быть не все люди. Не говоря о том, чтобы быть честными с другими.
То есть когда мы что-то подыгрываем, но мы понимаем, что сейчас на самом деле происходит, это и невозможно выдержать. Невозможно выдержать свой страх - люди, когда боятся, они сразу перебегают в белую комнату. Они так и говорят - белый туман, я ничего не понимаю.
Когда во время сессии человек обнаруживает свое несовершенство, он своего несовершенства быстро сбегает в белую комнату, где он ничего не понимает и ничего не знает.
Думаю, что когда вы смотрите мое видео, и когда там есть тема, которая вас глубоко касается, то вы тоже встречаетесь с этим сбеганием в белую комнату, где вы как в домике сидите и уже ничего не понимаете.
И возможность принять несовершенство зависит от широты души человека, от возможности быть добрым, милосердным, принимающим, сострадательным.
Сострадание надо прежде всего учиться проявлять к себе.
Мы это делать, к сожалению, не можем, потому что мы продолжаем себя отождествлять со злодеем, который терзает.
Мы уверены, что только этим терзанием мы можем натерзать себе лучшую жизнь.
А наше истинное я остается в комнате боли, остается заложником и не может оттуда выйти.
ВОПРОС ДЛЯ САМОАНАЛИЗА: В какие минуты этого видео вы перебегаете в белую комнату, в комнату идеальности? В какие минуты вы разрываете контакт с истинным я, не выдерживая свое несовершенство. Также я попрошу вас обратить внимание, что в моменты аутоагрессиии, вы не отождествляете себя с фигурой, которую вы терзаете.
СВЯЗАННЫЙ ВЕБИНАР: “Личностные границы”, где поговорим более целостно о границах между нами и миром, о внутренних границах, о том, каким образом их нащупать, каким образом понять, кто мы. Ссылка на вебинар - https://olgademchuk.org/lichnostnye-granicy
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ИЗ КОММЕНТАРИЕВ.
ВОПРОС: (о том, как быть, если была травма и человек понимает, что она иногда активизируется)
ОТВЕТ: Травма была, она никуда не денется, в схожих обстоятельствах она будет активизироваться, но если понимать, что этот морок, а не реальность, то легче будет это все выносить. Если есть силы, её можно изучить более глубоко, если нет, отложить на потом.
ВОПРОС: Зачем человек впадает в состояние жертвы, и многих вокруг наделяя ролью агрессора?
ОТВЕТ: Внешний агрессор делает человека невиновным.
ВОПРОС: Когда я в истинном Я у меня ощущение большого одиночества , как будто я за пределами игры и чувство одиночества. Как объяснить это ощущение?
ОТВЕТ: Думаю это скорее отдельность, а не одиночество.
ВОПРОС: Как понять, что ты можешь выдержать свое несовершенство?
ОТВЕТ: Если понять, что есть реальное я, а несовершенным его делает идеальное, будет полегче принять.
ВОПРОС: (О ложном я)
ОТВЕТ: Ложное я - это совокупность заблуждений, лжи о себе самом самому себе, а не тень или что-то плохое.
ВОПРОС: Скажите, алкогольная зависимость тоже аутоагрессия?
ОТВЕТ: думаю скорее убежать от неполноценности в небытие, там, где нет аутоагрессии
ССЫЛКА НА ВИДЕО: https://www.youtube.com/watch?v=iwy2EIKVHu0&t=2s
Автор лекции: Ольга Демчук
Конспект записан: Ірина Кузнецова. Психолог в Баришівці