Блог

Иллюстрированный Декарт (часть №1) Понятная философия.

Статьи
Иллюстрированный Декарт (часть №1)
Понятная философия.
На странице «Мышление и самосознание» мы решили открыть рубрику «Философия». И вести её буду я, Ольга Демчук. Я познакомлю вас с теми философами, которые вдохновили меня, и попробую объяснить своё понимание прочитанного, а еще нарисовать и облачить в формулы. Так как моя основная профессия – психоаналитик, рассматривать я это буду с точки зрения глубинных процессов в психике.
Рене Декарт не прост для понимания, поэтому я решила брать небольшие кусочки его текстов. Этот отрывок из "Размышление о первой философии".
«По привычке к доверию, я считал воспринимаемое ясно, хотя на самом деле я этого вовсе не воспринимал: я утверждал, будто вне меня существую вещи, от которых исходят упомянутые идеи, совершенно им подобные. Но как раз в этом отношении я либо заблуждался, либо, если и судил об этом правильно, это вытекало не из моей способности восприятия».
Давайте еще сократим разбираемое до: « я утверждал, будто вне меня существую вещи, от которых исходят упомянутые идеи».
Наше восприятие играет с нами в игры, и мы часто идеи, которые возникают в нашем восприятии, начинаем приписывать внешним объектам. То есть, если я рядом с человеком испытываю страх, то это он его источник, а не то место, где этот страх образуется, то есть я сам. Если я радом с человеком испытываю смущение, то это он причина моего смущения, а не я сам. Если я рядом с человеком боюсь вести себя естественно и говорить о том, что я думаю, то это он причина такого моего состояния, это он принуждает меня жертвовать собой.
То есть я наделяю вещь (объект) то идеей, которая возникла внутри меня. Я не замечаю, что моё восприятие мира искажено, я даже не подвергаю малейшему сомнению мои идеи и суждения.
Как только в нашем восприятие возникает суждение соотнесённость с нами лично, мы не можем быть объективными. Наши размышления становиться субъективным. Потому что мы отражаем человека на экране восприятия по образу и подобию своему. Он отображён в аспектах, которыми обладаем мы. Поэтому нам с людьми и скучно, мы не видим ничего нового, а значит интересного для нас.
Если мне не нравится человек, мне трудно быть объективным в суждениях, как о его деятельности, так и в целом о нём как о личности. Моя психика начинает искать его недостатки и промахи, чтобы увеличить их и преуменьшишь его достоинства. Так я убеждаюсь в своей правоте, нахожу оправдание тому, что я чувствую и перестаю видеть реальность. Я объявляю человека «плохим» полностью.
На рисунке вы видите объект К, он изображён как круг, имеющий три критерия, по которым мы можем описать его как круг. Это критерии: a, b, c.
Варианты восприятия:
1. Я выделяю своим восприятием только один аспект «a», и по нему выношу суждение о всём объекте. Например. Я вижу женщину в очень короткой юбке. В моей семье женщин, которые носят короткие юбки, считали вульгарными. Я воспринимаю только один критерий и делаю вывод: «Эта женщина вульгарная». То есть я выбираю только один аспект, для формирования целостного представления об объекте. И в моём восприятии появляется частичный искаженный объект. Я стану утверждать, что говорит она вульгарно, ведёт себя вульгарно. На рисунке он под цифрой 1.
2. Я воспринимаю только один аспект, «a» и усиливая его дорисовываю все остальные, не присущие этому объекту качества: f, m. Я тогда сделаю вывод по типу: «Эта женщина в короткой юбке, значит, она глупа, не реализована и находится на содержании мужчины. Всё, что говорит – глупо». Так я создаю объект в своём воображении, который искажен до неузнаваемости, то есть какой-то новый объект, схожий со встреченной женщиной только короткой юбкой. Потому что на самом деле эта женщина собственница крупного бизнеса и доктор наук. Это размышление изображено под цифрой 2.
3. Я воспринимаю один аспект, и он так эмоционально перегружает мою психику, что я вообще не могу выносить суждения и игнорирую этот объект. Он не обретает никакой формы в моём восприятии и есть только мысль «Короткая юбка». Это слишком болезненно для меня, даже для попытки понять почему. Если, например я мужчина, у которого давно не было секса, то я вообще ничего другое в этой женщине воспринять не смогу. Если я женщина, которая хочет быть святой и не разрешает себе носить короткие юбки, а помимо этого ей запрещено осуждать людей, то я, видя другую женщину в короткой юбке, я не захочу видеть её, так она порождает во мне много противоречивых и негативных чувств. И чтобы понять, что со мной происходит, я должна буду признаться себе в весьма неприятных вещах. Поэтому эта мысль может стать навязчивой: "Короткая юбка, короткая юбка". Обсессиные мысли - это некая стена, которую создаёт личность, чтобы не понять про себя то, что ей невыносимо знать. Это размышление изображено под цифрой 3.
Давайте представим, что женщина из примера собственница бизнеса, кандидат наук и эту короткую юбку она надела, потому что проспорила мужу. И юбку эту она надела, потому что в случае проигрыша обещала это мужу. Она чувствует себя несколько стеснённо в ней, потому что последний раз она это делала пять лет назад.
«Короткая юбка» - это простой пример. Но что будет, например, если мужчины привыкли, что женщины в целом глупы, а тут они пытаются рассуждать о Декарте. Их восприятие будет таким предвзятым, что обесцениться всё написанное, ум будет искать не смысл в тексте, а прорехи в размышлениях.
Сейчас выразим это в формулах. K=a+b+c
1. R=a
2. S=a+f+m
3. A
Вернёмся к цитате из Декарта:
«По привычке к доверию, я считал воспринимаемое ясно, хотя на самом деле я этого вовсе не воспринимал: я утверждал, будто вне меня существую вещи, от которых исходят упомянутые идеи, совершенно им подобные. Но как раз в этом отношении я либо заблуждался, либо, если и судил об этом правильно, это вытекало не из моей способности восприятия».
Как я должна составить истинное суждение о том, кто эта женщина в короткой юбке? Мы уже с вами выяснили, что наше восприятие может обмануть нас. На что же нам опираться?
Если бы я была, допустим, на лекции, и увидела там женщину в короткой юбке, то составить истинное суждение о ней мне бы помогла неторопливость в вынесении окончательного вывода. Мне пришлось бы отвергнуть собственное восприятие и проанализировать больше фактов о ней. Я бы слушала, как она говорит, что она говорит, и о чём она говорит. Ещё бы мне надо было понять, я хочу вынести о не суждение как о ком? Как о человеке, специалисте, жене, матери, потенциальной подруге? Я бы была внимательно к любым обесценивающим и восхищенным суждениям, ведь я знаю, что они чаще всего ложные.
Значит, я могу сделать вывод, что истина не в восприятии, а в глубоком и сложном понимании внешнего объекта. То есть в осознанном мышлении.
До встречи по субботам.
Более подробно подобные искажения восприятия мы будем разбирать на «Играх разума»
Ольга Демчук
#философия
#Декарт
#иллюстрированный_Декарт
#самосознание