Два параллельных пространства, в которых человек одновременно живет.
Одно из них – это его социальная среда, для которой есть набор паттернов поведения, некие выученные трюки, слова, жесты, ментальные схемы принятия решений, привычная роль, которая демонстрируется во вне, на внешний экран реальности, как кино об этом человеке.
Второе их них – это представление человека о самом себе, но не то, которое он озвучит, если вы его спросите, какой он, а некое тайное знание о том, кем он является на самом деле. Это демонстрируется на внутренний экран, как кино невыносимой истины о самом себе.
В первом пространстве человек играет роль того, кем он бы хотел, чтобы его видели люди. Во втором пространстве он так ничтожен и мал, что его можно только обнять и плакать, качая на руках, как дитя.
Проблема в том, что это дитя и есть Истинное Я человека, застывшее в своем развитии в том времени, где и произошла эволюционная точка неудачи. Нам всем хочется, чтобы Истинное Я было гениальным супергероем, который ждет только подходящего времени, чтобы появиться и всё проблемы будут в раз решены. У женщин часто такой герой ожидается из вне, как мужчина, который их полюбит и превратит жизнь в сказку. Это ожидание чуда, когда будет всё и сразу и за это ничего не будет. Это мечты о просветлении, пробуждении, лучшем времени.
Именно эта вера в чудо парализует всю активность человека, и держит его в сомнамбулическом сне, где он полностью уверен в том, что осталось совсем немного подождать и всё случиться. В этом сне он со всем справиться сам и помощь из вне (психоаналитика, например), ему не нужна.
Такие люди посещают множество тренингов, семинаров, читают книги, они полностью уверены, что могут сами во всем разобраться. Они как резиновую лодку надувают Ложное Я, пичкают его информацией и подкрепляют значимость полученными сертификатами, но в их жизни особо ничего не меняется, их дитя остается в том же возрасте.
Никто не хочет видеть это дитя, точнее не может выдержать свою несостоятельность. На психоанализе они скрывают, лгут сами себе, боясь даже взглянуть в ту сторону и понять как всё плачевно внутри на самом деле. И если психоаналитик позволит себе не вовремя коснуться этой их «правды», то будет взрыв агрессии и негодования. Так и скажут: «Вы злая, вы все врете». Я помню слова одной клиентки, которая сказала, что больше не придет, потому что я вижу, какая она есть на самом деле.
Есть и другие, которые не лгут и приносят дитя на руках, говорят: «Помогите, ему больно уже десятки лет. Я так устал его прятать и играть роль не себя».
Истинное Я оболгано, оклеветано, обесценено и заклеймлено позором и посажено в дальнюю комнату на чердаке, юродивым родственником, которого хочется видеть как можно реже. Это позор для личности. Но проблема заключается в том, что без него человек вынужден себя навечно поселить в воображаемом мире, потому что с реальностью контакт автоматически обрывается вместе с заточением этой стыдной части. Там же заблокированы чувства, эмоции, возможность создавать психо-эмоциональные связи с людьми.
Истинное Я, это представление человека о самом себе, которое сформировалось на основании восприятия его родителями. И человек конечно поверил, других критериев у него не было, и раз он не был принят и нужен, то он так навечно и запечатлел свой образ.
Желания Истинного Я даже озвучить страшно, оно то хочет на ручки, то чтобы с ним нянькались, оно жаждет состояния неги и счастья. Я писала серию статей об «умалишенных детях» и если будет интересно их можно найти в пространстве фб.
Истинное Я – это жертвенный агнец, это юродивый, который вечно бит за свою глупость и дебильность Ложным Я. «Ведь тебе уже 30 лет, какое на ручки?». А ему то на самом деле 30 только в паспорте. Я встречала живущих внутри психики грудных младенцев, детей от года до трех. И чем более ранее блокирование потребностей произошло, тем тяжелее помочь.
И если ты начнешь потакать этому безумному дитяте, то быть беде. Оно захочет слияния с объектом, который точно испугается этого, потому что зачем ему юродивые взрослые-дети, он хочет взрослого партнера рядом. Психоаналитик находится в весьма непростой ситуации, ему нельзя ни отринуть это дитя, ни потакать ему. Если будет потакание, то анализант навечно останется в инфантильном возрасте и не станет самодостаточной личностью. Если отвергнешь его, то помочь невозможно, потому что это основа психики.
Проблема в том, что у этого дитяти в распоряжении первичный рассудочный центр, то бишь рептильный мозг и оно может нажимать как ему в голову взбредет на пульте управления эмоциями разные кнопки, в самые неподходящие моменты. И тогда взрослого человека будет окатывать то страхом, то злостью, то стыдом, то чувством вины и он ничегошеньки не сможет с этим поделать.
Игрушка в руках всемогущего неадекватного ребенка. Некоторые умудряются отключить связь с телом и эмоциями, заковать себя в броню Ложного Я, но такая жизнь тоже не жизнь, так, фикция. Поэтому дитя выгуливают, когда никто не видит, оно вылезает рядом с партнером, который точно выдержит, потому что ты до этого выдержал его инфантильные патологии.
Связь с первичный рассудочным центром может быть настолько сильной, что в результате получиться психопат, который как дети Маугли, уже никогда не станет человеком. Мы получим зверя в человеческом обличии, который будет выстраивать связи с людьми только на основании манипуляции, поглощая блага и внимание. Он будет считать, что ему все должны, ему не ведомо чувства благодарности он как большой рот, который может только потреблять без усваивания.
Сейчас мы подошли к интересному моменту.
Посмею утверждать, что у нас фактически два рождения. Первично мы рождаемся физиологически, а второй раз ментально. Неоднократно анализанты рассказывали сны, в которых они были заперты в замкнутом пространстве, или бесконечно искали выход в запутанных коридорах. Я тоже, опираясь на многолетний опыт медитаций, исследовала в саморефлексии эту запертую часть своей психики. К моему удивлению я обнаружила запертой возможность мыслить. В моих «видениях» это был мальчик, которому запрещено быть умным. В психоаналитической литературе можно встретить толкование снов про запертость, как связь с родами и схватками. Но давайте предположим, что это способность мыслить. Мы с Эдуардом Анатольевичем Ливинским обсуждали эту гипотезу, и она может быть близка к истине.
Обнаружив запертого мальчика, которому нельзя быть умным, я в начале подумала, что это именно то Истинное Я, этот умалишенный ребенок, о котором я писала выше. Но это не так, моя резвая девочка, некая отдельная часть психики, наполненное импульсами желаний, эмоций носилась неподалеку. Несомненно, вспоминается К.Г. Юнг, который писал об Аниме и Анимусе, но это нечто другое.
Итак, допустим именно возможность мыслить соотнесенная с собой, то есть опирающаяся на реальность, в союзе со своим Истинным Я, наполненным витальностью, потребностями и желаниями, может сделать нас целостными и действительно развернуть потенциал личности.
Сейчас немного вернусь к самому началу эволюции психики. Ребенок, рождаясь ближе по своему устройству к животному, его потребности весьма физиологичны. В психике доминирует первичный рассудочный центр, отвечающий за выживание. При встрече с нечуткими родителями, которые удовлетворяют потребности ребенка по своему усмотрению ребенку приходиться подстраиваться под них. На фундаменте первичного центра формируется Ложное Я, которое обладает паттернами поведения соответствующими среде выживания. Ложное Я корнями уходит глубоко в рептильный мозг. Оно буяет, обрастая новыми способами выстраивания коммуникации с внешним миром и эти способы лишь бесконечное множенье идеи выживания, выбранной в детстве.
Ложное Я обеспечивает Истинное Я удовлетворением потребностей на сколько может, как научено в детстве. Это порочный союз, которые скреплен печатью на веки вечные. Когда я высвобождала свою способность мыслить, у меня было впечатление, что я разжимаю капкан с огромными металлическими зубьями, от которого тянется цепь, позволяющая мне жить на ограниченной территории внутри моей психики.
Переход на вторичный рассудочный центр должен происходить в 6-9 лет, тогда у ребенка должны появиться такие факторы в понимании, как время и причинность. Неоднократно встречаюсь на анализе с людьми, которые убеждены, что если этого у них нет сейчас, значит, никогда не будет. То есть они не мыслят категорией времени, не могут охватить рассудком длительный временной промежуток, в течение которого все может измениться. Им недоступно стратегическое планирование относительно своего развития. Это интересная тема и её опишу в другом посте.
Мыслить нельзя, запрещено. Я имею сейчас ввиду не линейное мышление, а дискретно-логическое, символическое, когда человек может обрабатывать большие массивы информации и рождать свои идеи, опирающиеся на реальность и соотнесенные лично с ним. Это способность видна по тому, как человек живет, есть ли у него семья, какие у него отношения с коллегами, родителями, насколько он успешен в реализации своего потенциала.
Как только человек зафиксированный на первичном рассудочном центре пытается начать мыслить, его психика осуществляет атаку на него. Потому что если человек помыслит, он увидит абсурдность своих убеждений, поступков, которые породило Ложное Я, чтобы дать возможность для выживания Истинного Я. Первичный рассудочный центр надежно охраняет незыблемость и вечность этого тандема. Это дракон с рептильным мозгом, стерегущий застывшую в янтаре личность. Поэтому- то людям так и страшно меняться, они получают разряд тока, ведь когда-то такая патологичная конфигурация спасла им жизнь, а сейчас они пленники подписанного кровью договора.
Создание адекватной части умеющей мыслить начинается с формирования Я Наблюдающего. Именно оно способно на первоначальных этапах не быть втянутым в этот архаичный театр абсурда. Постепенно из него вызревает способность абстрактного восприятия, которое становиться предтечей символического мышления. Символическое мышление способно весьма детализировано воспринимать происходящее. И когда человек сможет собрать картину своего внутреннего мира, ему откроется тайна о себе. Тайна о том, кто он есть на самом деле и о том, кем он мог бы стать.
С признанием своей воображаемой личности, Ложного Я на психоанализе меньше проблем, но вот с признанием Истинного Я, придется ждать долго. Ведь свою истинную несостоятельность человек компенсировал таким размером величия, что отыскать уже и сам не в силах. Ну прав он и хоть ты тресни. Все у него правильно, все как надо. «Истинное Я, умалишенный ребенок, который жмет на пульт эмоций страха? Нет, не видели. У меня все в порядке».
Ращение адекватной части мне часто напоминает подпольную организацию, которая функционирует в городе, захваченном фашистами. Подполье крепнет и иногда делает вылазки в реальность и человек начинает себя адекватно вести.
Не счесть моментов, когда власть в личности будет захватываться вновь и вновь то Ложным Я, то инфантильным Истинным Я. Будет штормить и штурвал удержать иногда невозможно. Человек уходит с психоанализа, не выдержав себя таким. Особенно часто это бывает у людей с большим удельным весом психопатии. Там функцию мышления невозможно восстановить.
Потом будет момент, когда человек начинает видеть всю картину своего внутреннего мира. И после этого, когда он действительно поймет, кто он на самом деле, когда разрешит себе несостоятельность, слабость и недостатки, тогда и начинается процесс доращивания Истинного Я.
Чумазый, безумный ребенок взрослеет на твоих глазах. Он растет быстрее, чем это было с телом. Потребности надо будет дорастить, это очень важный момент. Его потребности должны эволюционировать хотя бы до биологического возраста. Помимо этого, идет демонтаж Ложного Я. Его изжившие себя способы, заменяются на адекватные, базирующиеся уже не на выживании, а на мышление.
И постепенно формируется Я, Которое, могло бы быть, если бы не эволюционные точки неудач в судьбе этого человека, если бы повезло с родителями, которым самим повезло бы со своими родителями и так далее. И появляется личность, самодостаточная, мудрая, и самое главное разумная и мыслящая. Харизма начинает быть видной уже самому человеку. И он уже точно понимает, что он не умалишенный ребенок, а взрослый человек.
Всё это возможно, и всё это возможно только при трансформации мышления. Ведь мы называемся Homo sapiens, разумные люди.