Блог

"Зависть". Понятийный разбор. КОНСПЕКТ.

2021-06-09 06:51 Конспект видео

Зависть. Понятийный разбор // Уроки психоаналитического мышления КОНСПЕКТ ВИДЕО лекции Ольги Демчук.


«ЗАВИСТЬ – это недовольство или раздражение успехом или благополучием другого человека.


Когда у человека появляется зависть, это значит, что он произвел 2 действия:


1. Сравнил,

2. Понял, что хотел бы обладать тем, что есть у другого.


Отсюда формула зависти :

Зависть = Сравнение + Желание обладать


1. Давайте разберем СРАВНЕНИЕ.


Сравнение в ключе зависти – это когда я сравниваю себя с тобой и понимаю, что ты лучше, чем я, а я хуже тебя.

То есть, во-первых, при зависти человек встречается со своей несостоятельностью и недовольством тем, чем он обладает на данный момент. Фактически он ощущает себя хуже.

То есть зависть – это ощущение своей несостоятельности и плохости.


Во-вторых, когда человек сравнивает, он сравнивает очень обобщенно.



Он не разбирается в важных деталях:

• как человек это достиг,

• какая у него была судьба,

• какие усилия ему нужно было приложить, чтобы это достичь,

• в какой семье он родился,

• какой путь он прошел.


Человек фактически начинает примерять на себя чужую одежку, когда сравнивает, и понимает, что он бы тоже так хотел и он точно этим не обладает. При этом он вычеркивает все другие обстоятельства. Т.е. когда мы говорим, о зависти, мы говорим об детском мышлении, очень примитивном мышлении, когда мы не дифференцируем, не анализируем скрупулезно, как такое состояние было достигнуто.


2. ЖЕЛАНИЕ ОБЛАДАТЬ («я хочу, чтобы у меня было так же») часто связано с ЖАДНОСТЬЮ.


Жадность появляется тогда, когда потребность человека не истинная, а ложная. Потому что когда потребность истинная, человек понимает, сколько ему надо, и его это или не его.


Если же потребность сформировалась в ложном Я, то не понятно ни как ее удовлетворить, ни в каком количестве.


Например, если человеку хочется, чтобы им восхищались. Т.е. нужно восхищение не как побочный продукт деятельности, когда человека благодарят за то, что он полезный, а в целом восхищение, и этого восхищения всегда будет мало.


Так, можно написать пост в фб для восхищения, чтобы, как говорят, хайпануть, а можно написать пост, чтобы поделиться чем-то сокровенным и полезным для людей для того, чтобы выразить себя.

И когда человек занимается самовыражением своей индивидуальности, то количество лайков его будет интересовать меньше. Несомненно, что количество лайков радует, но человек не упадет в пропасть несостоятельности, если их не будет. Поэтому ложным потребностям присуща жадность.


Помимо этого, в желании обладания человек не понимает, ни как это достигнуть, ни что это такое - он увидел одну грань, хочет ее выхватить, но все остальное понимать не хочет.

Помимо этого, всегда это о форме, а не о сути, т.е. человек не хочет пройти путь, а хочет обладать конечным результатом.


***


ИТОГО. Давайте подведем итог сказанному.


*Когда мы говорим о жадности, мы говорим о сравнении и о желании обладать.


* Сравнение не в свою пользу (несостоятельность) и в этом сравнении человек не дифференцирует аспекты (человек не видит разницы между тем, кому он завидует, и собой. Ему кажется, что он это может и не справедливо, что это есть у другого. Он не хочет анализировать свою судьбу, свой путь, свои возможности и свою личность).


*Когда мы говорим о зависти, желание обладать - ненасытное. Оно идет из ложного я.

Потому что истинному я нет смысла завидовать тому, что есть у других людей. Истинное я понимает свои возможности, и понимает, что оно может достигнуть само, и даже если это кто-то даст, то радости и удовлетворенности это не принесет.

Ложное я всегда жаждет БЫСТРОГО удовлетворения. У него нет понимания планирования, этапности. Оно как ребенок, и его не волнует, есть деньги или нет, у него есть «хочу» и все.


*Зависть – это всегда про форму, а не про суть. Человек пройти путь другого не хочет – он хочет обладать конечным результатом.


3. ЗАВИСТЬ К ГРУДИ


Впервые зависть появляется к груди. Когда мы находимся в утробе, у нас есть все необходимое. После рождения мы понимаем, что необходимое нам находится у другого человека. Есть работа Мелани Кляйн «Зависть и благодарность», рекомендую почитать. Я кратко коснусь здесь этого аспекта.


Когда мы говорим о зависти к груди, мы говорим, что та грудь, которая нас кормит – это хорошая грудь, а та, которой нет или которая не кормит – это плохая грудь.

Так же мы относимся к партнерам: если партнер дает то, что нам надо – это хороший партнер, а если партнёр не хочет давать нам то, что нам надо, это плохой партнер.

Поэтому понимая зависть младенца к груди, вы можете понять, как завидуете вы. Младенца не волнует, что с мамой, устала она или нет, есть у него послеродовая депрессия или нет, - ему это надо, он это хочет и хочет обладать безраздельно.


И ребенку чтобы обладать ресурсами матери, ему надо матери как-то понравиться.

И здесь начинается подчинение. Т.е. зависть связана с идеалом. Мы идеализируем того, кто может нас сделать счастливым. Мы ему завидуем, ненавидим и боговорим, как младенец боготворит грудь, в которой есть молоко, которая обеспечивает его жизнедеятельность:

• Это то, что я ненавижу, потому что я от этого завишу,

• Это то, что я боготворю, потому что это делает меня счастливым.


Потом такое же отношение, как груди, начинается и ко всем людям. Это называется отношение к людям как к функциям. Я смотрю на то, что этот человек может мне дать, а какой он – этого я понимать не хочу.


Многие относятся и к себе, как к функции.


Зависть к объекту, который обладает необходимым мне для счастья. Поэтому зависть всегда похожа на желание украсть.


3. ЖЕЛАНИЕ УКРАСТЬ, А НЕ ДОСТИЧЬ


Зависть похожа на желание украсть. Например, в фильмах, когда человек завидует кумиру, он хочет украсть его славу, его поклонников, его дом. И человек не выдерживает этой зависти и хочет убить своего кумира, чтобы он не порождал в нем эти негативные чувства (поскольку зависть – это всегда встреча со своей несостоятельностью).


Если мы кому-то завидуем, кого-то назначили идеалом, это всегда для нас всегда бог и худший враг, дьявол. Потому что мы рядом с ним как будто встречаемся со своей несостоятельностью. Мы не желаем понимать, какие мы и чего фактически можем добиться, мы жаждем обладать желаемым и понимаем, что у нас этого нет. Это как грудь, наполненная молоком, которая не хочет мне это молоко отдавать. Поэтому к кумирам всегда амбивалентное отношение: боготворим и ненавидим.


Такое же отношение у нас к родителям, потому что нам все время кажется, что они обладали нужным нам и пожалели, не дали. Нам сложно понять, что у них этого не было изначально.


Так же относятся к психоаналитику. Когда человек приходит, он считает, что у аналитика есть его счастливая жизнь и при этом он себя со счетов списывает. Т.е. если аналитик умный, он сможет сделать меня счастливым, а себя как фактор я не учитываю. И часто люди разочаровываются в аналитике, потому что они забыли себя посчитать– насколько они могут измениться.


4. ЗАВИСТЬ – это всегда про НЕПОЗНАННОЕ Я.


Я не понимаю, что мне надо. Я не понимаю, сколько мне надо. У меня как будто ослепление. Я заблокировала свои чувства и свою интуицию («мне вот это понравилось, я вот это хочу»). И я пытаюсь через внешние формы обрести смысл жизни. Конечно, если я не обесценю. Потому что человек, который встречается с завистью, он встречается сразу со своей несостоятельностью, ненасытностью, и чтобы не встречаться с этими переживаниями он обесценивает объект зависти.


Обесценивание дает мгновенное освобождение от зависти.


Например, мне нравится, как человек пишет посты, его стиль. И я говорю: «да, ерунда!». Человек, обесценивая чужой труд, не получает шанс развиться.


Если же человек понимает, чему именно он завидует, то он может развернуть зависть и сделать из деструктивного качества конструктивное качество. Т.е. когда я понимаю, чему я завидую чему-то у другого, мне нужно точно понять, что это – это стиль изложения, или искренность, или слог, или умение облачать в слова переживания.


Когда я понимаю, чему я завидую, мне надо понять, как этого достичь. И я должна понимать, что это долгий путь. Когда люди приходят ко мне и говорят, что они завидуют какому-то моему качеству, я говорю им, как можно этого достичь. Но они говорят: «о, нет. Это долго». Поэтому люди, когда завидуют, часто требуют инструкцию, как этого достичь. Они говорят: «я быстро это выполню и тоже начну вести свой ютуб канал». Но для того, чтобы мне так говорить, мне нужно было пройти определенный путь. Это практика, чтение книг, определенные события, которые я пережила, это боль, с которой я столкнулась, когда шла в свою несостоятельность. Я говорю: «вот это надо прожить». А человек говорит: «нет, мне этого не надо. Напишите мне инструкцию».


Мы уже раньше говорили про это – человек часто не хочет проникнуть в суть, а хочет сразу приобрести нужную ему форму.


• Когда вы сможете не обесценить, столкнувшись с завистью,

• и сможете понять очень конкретно, чему именно мы завидуем,

• мы начнем свой путь в обучении этому навыку,

• и будем понимать, что этот путь неблизкий.


5. БЛАГОДАРНОСТЬ.


Когда мы учимся у того, кто вызывает у нас это чувство зависти, мы будем бороться с амбивалентным состоянием идеализации / ненависти. Если человек не сможет из зависти в благодарность, в восхищение тем, как человек это делает, то он рискует остаться навсегда одинаковым.


Мы должны понимать, что возможность научиться чему-то новому, выйти из ложного Я, это всегда контакт с другим человеком.

Чтобы научиться чему-то новому, нам надо изменить мировоззрение.

Невозможно изменить одну какую-то деталь – в психике все взаимосвязано, взаимосоотнесено. Поэтому важно понимать, что надо менять что-то у себя внутри.


И понять, что менять, мы можем, сравнивая себя с другим человеком: как у него / как у меня. При этом важно не скатиться в несостоятельность, не обесценить другого человека, важно удержаться в желании учиться этому, а не стремиться уничтожить, обесценить, растоптать.


Когда мы сможем удержаться рядом с человеком, который может нас чему-то научить, контролируя желания разрушить, обесценить, то важным параметром становится благодарность.


Например, человек через свое творчество мне что-то показал, и я могу быть ему благодарным за то, что я прикоснулась к этому и я когда-нибудь смогу тоже этим обладать. И учиться у другого, не завидуя, и учиться и становиться иным мы можем только на чувстве благодарности.


Думаю, мои зрители столкнулись с этим и тем, кому нравится мое творчество, когда есть амбивалентное отношение – ненависть и зависть за то, что она это понимает. И когда вы переходите на ощущение благодарности за то, что другой человек с вами чем-то делится (благодарность любому человеку, который делится - пекарю, водителю такси, партнерам и т.п.), вы выходите в конструктивное, становитесь способны насыщаться этими параметрами, которыми обладает другой человек.


Благодарность – это то, что помогает восхищаться тем, что может другой человек, и у нас тоже появляется шанс это смочь. Но если мы уйдем в зависть, то мы обязательно уйдем или в обесценивание, или чувство вины за свою несостоятельность.


Желаю вам быть благодарными, а не завидовать, для того чтобы развиваться, а не разрушать себя изнутри».


Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=V1aShqb5XAE


Связанный с темой Вебинар: «СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК. КАК НАУЧИТЬСЯ ИМ БЫТЬ», где мы учимся системно видеть, что такое счастье, что такое счастливый человек, и как мы сами воруем у себя счастье.


СВЯЗАННЫЕ ПОНЯТИЯ.


Детализированное (дифференцированное) мышление / бинарное мышление («взагали»).

Ложное я /истинное я

Потребности: истинные / ложные.

Жадность / достаточность.

Идеализация / Обесценивание

Зависимость / ненависть

Отношение к человеку как к функции /

Форма / содержание

Украсть (взять форму) / достичь (пройти весь путь и изменить в этом аспекте свою суть)

Зависть / Благодарность


Лекция "Зависть. Понятийный разбор. Уроки психоаналитического мышления". Автор Ольга Демчук.


Конспект лекции записан Ирина Кузнецова