Блог

Сон «Монашки и мужчины»

Статьи
В этом посте к семинару «Сновидения» я бы хотела представить вашему вниманию сон «Монашки и мужчины». В этом сне мы можем увидеть, как сновидицей воспринимается противоположный пол и как она идентифицирует себя. 

Если мы представим гипотетическую независимую комиссию, которая собрана, чтобы объективно описать личность человека, и спросим у самого человека, как он себя воспринимает, то будем удивлены, насколько разнятся эти два образа. Человек весьма часто описывает себя, как будто смотрит на себя не в зеркало реальности, а в старую пожелтевшую от времени фотографию из прошлого. Некогда пережитая психологическая травма, как будто фиксирует собственный образ в янтаре. И сколько бы всего не достигал человек, он так и останется лишь тенью из собственного прошлого. Осмелюсь предположить, что может быть несколько ключевых аспектов в восприятии себя:

1. Восприятие своего тела. «Мне нравится/не нравится моё тело?».

2. Восприятие эмоций и чувств. «Могу ли я понимать значение своих эмоций и чувств. Разрешаю ли я себе их?».

3. Восприятие ума и мышления. «Могу ли я доверять своему уму?».

4. Восприятие себя по половому признаку. «Это хорошо, что я мальчик/девочка?».

5. Восприятие себя по роли в социуме. «Могу ли я доверять людям?».

6. Восприятие себя в отношениях с противоположным полом. «Могу ли я быть в отношениях?».

7. Восприятие Истинного Я (Self). «Можно мне быть самой собой или надо играть роль?» .

В этом сновидении мы с вами увидим, на основании какого сценария у сновидицы осуществляется построение отношений с противоположным полом. 

Сон публикуется с разрешения клиентки.

Сновидение
_____________

Я попадаю в коммуну монашек. Среди монашек нужно было определить двух переодевшихся мужчин. Я узнала это и, то ли я, то ли они, боятся, что им будет инквизиция, если их рассекретят. И мне навязчиво лезет в голову, что им могут отрезать члены. Какая -то картинка, на которой человек лежит на спине полусогнутый, там что -то со штырями. Возможно, они преступники, возможно - нет, но я их боюсь. Потом я делаю что-то важное в коридоре. Я уже почти доделала, появляется машина с включёнными фарами. Думаю, что проедут мимо - не проехали. Едут прямо на меня, светя фарами. Это, наверное, переодевшиеся. Мне надо бежать и скрыться, чтобы меня не поймали. И я убегаю в лагерь. Там какое то зеленое поле, вокруг растёт трава.
Девушка рассказывает, в какую комнату заходить. Я всматривалась в монашек и их (переодевшихся) вычисляла. Там была моя коллега. И я узнаю о ней, что она совсем не та, за кого себя выдавала. Что-то злобное узнала о ней. Я не уверена что я права. Я боюсь, что если я не права они (переодевшиеся) безнаказанно пострадают. И какое- то ожидание внутри комнаты. Ожидание чего-то. Мне надо что-то готовить. Кашу гречневую и лапшу. Я там перехожу из комнаты в комнату. То ли уйти хочу от них, чтобы меня не поймали. Я стремлюсь быть среди людей, так им труднее меня будет поймать. 
____________

Как всегда разберем сновидение по частям и в конце сформируем общее представление о происходящем.

«Я попадаю в коммуну монашек. Среди монашек нужно было определить двух переодевшихся мужчин. Я узнала это и, то ли я, то ли они, боятся, что им будет инквизиция, если их рассекретят».

То, что сновидица попадает в коммуну монашек, рассказывает нам о том, как она себя воспринимает. Мы можем сказать, что в жизни этой девушки произошли события, после которых она приняла обет безбрачия, и этот обет был выбран во имя «высокой» цели, то есть, рационализирован её психикой как жертва, ради кого-то. 

При разборе сна с клиенткой она вспомнила, как в детстве болел её близкий человек и она дала себе клятву, что если он спасется, то она пожертвует ради этого своей личной жизнью и не выйдет замуж. На данный момент девушка никогда так и не была замужем. И ее обет до сих пор влияет на неё. 

То, среди монашек нужно определить двух переодевшихся мужчин, говорит нам о её несомненном желании отношения всё таки создать, но это можно сделать только тайно от самой себя, то есть мужчина в её жизнь может проникнуть только обманом, ей инициативу проявлять нельзя. В её психике есть структуры, которые строго следят за тем, чтобы она не кокетничала и не соблазняла мужчин сама, это инквизиция, которая охотится на мужчин. Предположу, что как только у нее возникают чувства к кому-нибудь, то она бессознательно уничтожает эту привязанность.

Очень интересный момент в формулировке: «то ли я, то ли они, боятся, что им будет инквизиция». У неё всё таки есть адекватная часть, которая понимает, что это она сама себя наказывает за проявление сексуального интереса.

Разберет следующий кусочек сна:

«И мне навязчиво лезет в голову, что им могут отрезать члены. Какая-то картинка, на которой человек лежит на спине полусогнутый, там что -то со штырями. Возможно, они преступники, возможно - нет, но я их боюсь».

В психоанализе есть такой термин «кастрационная тревога», тревога, вызываемая реальными или воображаемыми угрозами по отношению к сексуальной функции. Мужчин во сне хотят не убить, а именно кастрировать их и причинить им боль через пытки. Мы можем предположить, что мать девочки отвергала свою женственность и сексуальность, и воспринимая её как что-то нечистое и порочное. Поэтому и у сновидицы через идентификацию с матерью могло сформироваться такое же отношение к мужчинам, назначенными ответственными за как бы принуждение заниматься сексом, который объявлен «нечистым». 

Страх перед мужчинами у девочки может сформироваться, если девочка пережила раннее сексуальное соблазнение или же физическое насилие над собой или над её близкими у неё на глазах. На консультации это понять помогают проясняющие интерпретации.

Следующий фрагмент: 

« Потом я делаю что-то важное в коридоре. Я уже почти доделала, появляется машина с включёнными фарами. Думаю, что проедут мимо - не проехали. Едут прямо на меня, светя фарами. Это, наверное, переодевшиеся».

Сновидица как будто играет сама с собой в игру, она одновременно и преследователь, который ищет мужчин и хочет их разоблачить и жертва, которая прячется от них. 

Мы наблюдаем противоречие, которое будет порождать много тревоги в этой девушки. Одна часть личности стремиться к контакту с мужчинами, но она понимает, что тогда их ждет кара внутренней инквизиции. А вторая часть боится мужчин как агрессоров и скрывается от них. Эта девушка при встрече с противоположным полом попадает под тройной удар своей психики, она дает ей три противоречивые команды:

1. Ищи мужчину, тебе нужен секс и рожать детей

2. Найдешь мужчину, «кастрируй его», напади на него, отомсти.

3. Бойся мужчин, они опасны и могут напасть на тебя.

Эти конфликтующие команды вынуждают девушку 
держаться подальше от мужчин и от создания личной жизни, потому что такой уровень тревоги психике выдержать очень сложно.

Тело во сне часто представлено машинами или другими видами транспорта. Если мы будем придерживаться этой гипотезы, то тело этой девушки как бы ей не принадлежит, то есть мы наблюдаем диссоциацию с телесными ощущениями. Предположу, что ей трудно узнавать своей сексуальное возбуждение, и другие потребности. Это за собой влечет и нераспознавание чувств и эмоций, которое она привыкла подавлять. 

На неё её тело едет как машина на скорости, которой она не управляет и оно хочет напасть на неё. Свет фар и страх – это может быть избыточным и непереносимым восприятием того факта, когда она соединяется со своими телесными ощущениями, со своими эмоциями, когда они накапливаются до неконтролируемо высокого уровня. И в этот момент она понимает «Я есть!». Думаю для ее нервной системы это избыточное переживание, которого она избегает. Это похоже на то, когда ты выходишь на сцену, и весь зал смотрит на тебя. 

Следующий кусочек сна:

«Мне надо бежать и скрыться, чтобы меня не поймали. И я убегаю в лагерь. Там какое-то зеленое поле, вокруг растёт трава».

Девушка привыкла убегать во внутреннее пространство, где нет всех этих переживание и оно сконструировано в её психике как лагерь монашек. В реальности это может выглядеть, как запирание в квартире, добровольная изоляция от всех людей.

Следующий кусочек:

«Девушка рассказывает, в какую комнату заходить. Я всматривалась в монашек и их (переодевшихся) вычисляла. Там была моя коллега. И я узнаю о ней, что она совсем не та, за кого себя выдавала. Что-то злобное узнала о ней».

Комната, в которую надо зайти, это и есть сердце внутреннего убежища этой девушки. По тому, как там все организовано, мы можем сказать, что девушка обладает логикой, но линейной, так как мы видим много противоречий в событиях сна. Например то, что мужчины гнались за ней на машине, а потом оказались в комнате вместе с ней. То есть, куда бы она не пошла, мысль об отношениях преследует её. Интересно нахождение её коллеги в этой комнате. Предположу, что это «теневая» сторона личности этой девушки, та, которую она отвергает, та, когда она злая. То есть мы можем сказать, что у этой девушки идеализированный образ себя, образ святой, близкий к монахине. Отвергая себя злую, подавляя свои эмоции, она омертвляет себя, делает пластмассовой куклой.

Следующий фрагмент: 

«Я не уверена что я права. Я боюсь, что если я не права они (переодевшиеся) безнаказанно пострадают. И какое-то ожидание внутри комнаты. Ожидание чего-то».

Мы видит в этом кусочке, что у девушки появляется неуверенность в том, что мужчины так уж опасны и их следует отдать на растерзание инквизиции. Сновидица не пишет, чего именно она ожидает, я же предположу, что это ожидание взаимодействия с мужчинами, она переживает это как тревогу, которую не узнает. Люди часто говорят: «Мне плохо, у меня тревога», - и что именно они испытывают, они не могут поименовать. А если нет поименования, нет и возможности вывести в сознание того, что происходит с эмоциями и тем более понять, почему это происходит.

Следующий кусочек сна:

«Мне надо что-то готовить. Кашу гречневую и лапшу. Я там перехожу из комнаты в комнату. То ли уйти хочу от них, чтобы меня не поймали. Я стремлюсь быть среди людей, так им труднее меня будет поймать». 

В этом фрагменте мы видим насколько не узнанные у девушки ее желания и потребности. Она на протяжении всего сна сомневается, правильно ли она поступает, что же на самом деле она хочет, опасны ли мужчины и главное виноваты ли они. Таким людям сложно принять решение, они изводят себя, постоянно сомневаясь, ища тот самый правильный вариант. И если у человека нет опоры на свои чувства, и он привык руководствоваться только логикой, то он становится заложником противоречивых внутренних установок. 

Несомненно, образ мужчины у девочки формируется на основании восприятия ею её отца и того, как он к ней относится. Можно предположить, что они мало общались и поэтому у неё много неизвестного и поэтому тревожащего. Особенно учитывая отношение её матери к её отцу. Девочку разрывали противоречивые чувства, в которых она, то тянулась к нему, то боялась его. Эту же модель поведения она перенесла и на всех мужчин. Она стремится затеряться в толпе, быть незаметной, чтобы избежать разворачивания этой гражданской войны внутри себя.