Способна ли мать на эмоциональный отклик, на эмпатию по отношению к своему ребенку, может ли она контейнировать его тревоги, способна ли она без агрессии воспринимать его потребности? Это зависит от многих факторов и именно они определяют, получится ли из ребенка «человек» или «зверь». Думаю, читатели знают о детях Маугли, которые выросли среди животных, и если этот ребенок провел там первых три года жизни, то его практически невозможно научить говорить, встраиваться в социум. Его интеллект будет лучше, чем у приматов, но хуже, чем у людей.
Так что же делает нас людьми? И что это за зверь живет в нас?
Зверь, не способен чувствовать боль других. Зверь, живет в лесу, в окружении опасных существ, которые могут напасть на него. Зверь, выпускает когти и показывает клыки в ответ на нападение. Зверь, крадется и принюхивается к пространству, в котором нельзя никому доверять, иначе могут съесть. Зверь, который в ответ на страх, нападает, замирает или убегает.
Думаю, о психопатах вы слышали. Интернет пестрит информацией о них. Скажу лишь несколько слов. Ими руководят инстинкты и импульсы, и при их обработке не учитываются интересы других людей. Они обдумывают последствия своего поведения только относительно своей выгоды, они чаще всего рефлекторно реагируют на источник раздражения, не прогнозируя последствия. Их реагирование на ситуацию по силе во много раз превышает воздействие на них, они не могут тестировать реальность целостно, с учетом всех обстоятельств и участников, есть только они и их правильное восприятие мира.
Со стороны мы с осуждением смотрим на таких людей: «Ай я яй». А вот способны ли мы узнать в себе эти психопатические проявления? Ведь можно так логичненько все себе объяснить типа: «он сам напал первым», «сколько можно это было терпеть», «я должен защищать свои интересы», «они меня довели». Человеческий ум причудлив, он может объяснить себе и убедить себя в чем угодно.
Психопатом быть стыдно, после таких аффективных вспышек человек чувствует опустошение и, как и все остальные симптомы в психике, эти вспышки являются заплатками на «пробелах». Вместо адекватного по отношению к реальности удовлетворения своих потребностей, мы выработали какие-то паттерны поведения, не догадываясь, что можно это делать по другому, или не задумываясь о том, что способ решения проблем, таким образом, обходятся нам дороже, чем наличие этой проблемы.
Так когда же пробуждается зверь?
Думаю, о комплексе неполноценности мы слышали и о заниженной самооценке тоже, а сейчас давайте объединим этих два понятия в общее понимание.
Никчемный человек + психопат = ?
Ничтожность + величие = ?
Мазохизм + нарциссизм = ?
Неуверенность в себе + праведный гнев =?
Что допишем? Любовь или дружба? Как психоаналитику мне хочется написать «биполярное расстройство» или «крайности проявлений в психике». Это можно также назвать компенсацией. Человек в крайних точках такого поведения отвергается социумом. Ничтожные люди прячутся сами в норку, а высокомерные только за блага могут купить отношения. Еще можно найти себе вторую половинку по принципу компенсации, мучиться придется обоим, но зато будешь не один.
Терпеливые, добрые, позитивные, жертвенные, светлые люди вдруг превращаются в исчадье ада. И это лишь для того, чтобы наконец-то начать позволять себе удовлетворять свои потребности. Они копят недовольство, собирают в мешки смирение, наращивают праведный гнев, чтобы потом получить право на УДАР и выкатать счет за оказанные услуги. Правда некоторые не особо то и копят, их закрома как шуфлядка в письменном столе, маломерные. Они сразу бьют в лоб отращенными копытами, и рвут появившимися клыками. Легенды об оборотнях и вервольфах повествуют нам о звере, в которого может превратиться человек. И главная цель этого зверя - защитить от опасности.
Первым из психоаналитиков о трагической важности комплекса неполноценности заговорил А. Адлер. Это с одной стороны повод ощущать себя ущербным и впасть в депрессию, а с другой стороны это причина из-за которой люди становятся агрессивными, компенсируя свою слабость силой зверя. Отследить первоначально появление своего страха и бессилия, перед вспышкой аффективного поведения достаточно затруднительно. Мышление затоплено психозом, все тонет в эйфории всемогущества и в восприятии себя властелином положения. Наконец-то. «Тварь ли я дрожащая или право имею?». И мы даем себе это право, которое сопровождается выбросом адреналина, кортизола, резким приливом сил.
Сладкая агрессия, в которой человек вновь становится всемогущим, становится победителем, а не проигравшим, в которой он вершит судьбу мира и других людей. Какой дурак от этого откажется? Разве что умный с дискретно-логическим мышлением, который сможет узнать свой психоз и не позволить ему излиться на мир вокруг себя, потому что понимает последствия. Он знает, что выжженная земля не плодородная, что отношения создавать сложнее, чем ломать, что можно не терпеть, и речью сообщать о том, что не нравится, что можно найти компромисс.
Вспомнился случай из детства, когда мы с подругой выгуливали соседского ротвейлера. Он увидел кошку и подруга, в руках у которой был поводок, упала и была протащена этой собакой пару метров.
Избавиться от наследия «темного прошлого», от своей анатомической звероподобности, от влияния уровня гормонов на мозг, нам предстоит научиться. Но справляется ли наше сознание, сможет ли оно удержать поводок в руках? Хватит ли у нас ума и смелости признать и приручить своего зверя, каждый решит сам.