Блог

Чем мышление отличается от обсессивности?

Статьи
Чем мышление отличается от обсессивности?

Многие люди жалуются на то, что не могут прекратить думать о чем-то. При этом они не подозревают о том, что это не мышление. Я часто говорю своим клиентам: «Если вы думаете, но вам становится хуже, вы не думаете».

Как понять, что ты не мыслишь, а осуществляешь обсессивную деятельность?

1. Процесс мышления, это анализ, и если получается, то и синтез. Для анализа ты выбираешь факт реальности, и выстраиваешь причинно-следственные связи. Так происходит добор недостающих для понимания фактов, которые становятся частями целостной и непротиворечивой конструкции, формируемой при синтезе. Это целое, отлично от первоначального, и больше его по объему. При обсессивной деятельности ты бесконечно переставляешь из одного в другое место первоначальный факт.

Например: «Я опоздала на встречу». Мышление: «Это произошло, потому что была пробка на дороге, которую я не учла, при составлении маршрута, потому что я моделировала дорогу, воображая идеальные условия, которые мне хотелось получить. Я часто выдаю желаемое за действительное». Обсессивность: «Это ужасно, что я опоздала. Я вечно опаздываю. Будут катастрофические последствия, из-за того, что я опоздала».

В этом примере мы видим, что при обсессивности есть одна навязчивая мысль об опоздании, которая в различных вариациях повторяется.

2. При мышлении ты ощущаешь укоренение в реальности, появляется плотность, увеличивается вес и объем конструкции собранной из фактов. В вышеприведённом примере при мышлении, выстраивается полновесная длинная цепочка. Её длина зависит от возможности удерживать одновременно множество причинно-следственных связей. При обсессивности каждая последующая мысль, даже если и вытекает из предыдущей, быстро обрывается окончательным выводом. В мышлении ты конструируешь, в обсессии рождаешь одиночные навязчивые и однотипные мысли.

3. При мышление происходит исследование, при обсессивности - выяснение, так я хорошая или плохая, то есть оценочное суждение. В примере мышления видно, как я пытаюсь понять причины опоздания. «Это произошло, потому что была пробка на дороге, которую я не учла, при составлении маршрута, потому что я моделировала дорогу, воображая идеальные условия, которые мне хотелось получить. Я часто выдаю желаемое за действительное».

При обсессии я уже смирилась с тем, что плохая. За что я себя отчитываю, нападаю на себя, пугаю себя. «Это ужасно, что я опоздала. Я вечно опаздываю. Будут катастрофические последствия, из-за того, что я опоздала». Но может появиться и вот такой вариант: «Да, я опоздала, ну и что, все люди опаздывают. Я не виновата, была пробка. Нечего встречи назначать в час пик». В этой ветке размышление я хорошая.

4. При мышлении мы можем продолжить ветвь до весконечности. В примере мы остановились на том, что я часто выдаю желаемое за действительное, и у этого тоже есть причина, можно продолжить размышлять. Например, у меня, скорее всего, идеалистическое представление о себе и своих возможностях, без учета факторов реальности трафика.

При обсессии ни одну из предложенных формулировок продолжить не возможно. Её конечность всегда в находится в однозначном выводе: «Я плохая, я плохая», или «Я хорошая, я хорошая». Мы можем по-разному подбирать слова, но суть останется та же.

5. При мышлении ты абстрактная фигура, равноценная в сравнении с другими фактами, которые включена в цепь размышления. При обсессивности ты в центре, как БОЛЬШОЕ Я, и ты ходишь по кругу, если по часовой стрелке – ты Я-правильное-хорошее. Если против часовой стрелки – Я-неправильное-плохое. Происходит зацикленность на себе.
6. При мышлении нет поиска виновных, а лишь желание понять, исследовать. При обсессивности главная цель обнаружить именно провинившихся. «Это я виновата, или пробки? Это я плохая, или город? Это я неправильно поступила, или этот неумный человек, который назначил встречу в час пик?».

7. При мышлении происходит развитие и расширение, сознание раздвигается, появляется больше пространства. Ты чертишь круги большие, чем были в начале. При обсессии одно и тоже обдумывается по кругу, и радиус этого круга постепенно сужается, пока не превращается в точку с приговором. Эта псевдо мыслительная активность осуществляется только с одной целью, не услышать приговор «Виновна!». При вынесении которого ты схлопываешься в ничто. Это как играть в большой теннис и не замечать, что площадка для игры становится всё меньше, а время полета мяча всё короче, и ты уже стоишь с тем, кто пасует мяч лицом к лицу. Попалась.

8. Так с кем мы внутри играем в этот теннис? Это тоже отличитает мышление и обсессию. В мышлении мы стремимся постигнуть истину. При обсессии мы бесконечно оправдываемся перед фигурой подающей мяч. И цель этой фигуры выяснить, правильная я, или всё таки ещё неправильная? Причём правильность осуществляется по своду правил, редко соотнесённых с реальностью. Это нечто архаичное, жестко-категоричное. Об этой фигуре нужно писать отдельный пост, и на Школе интуитивного мышления я расскажу о ней подробно. Поэтому нам так жизненно важно обвинить другого (нечто, вплоть до судьбы, родителей, бога), в том, что с нами произошло, чтобы не наказать себя собственноручно.

Есть ещё много видов псевдо-мышления, но этот пост именно о навязчивых (обсессивных) мыслях, в которых человек пойман и не понимает, как выйти из этой ловушки. При этом человек уверен, что он напряжённо думает. Ловушка прекращает мучить пленника, только при условии обнаружении того, на кого можно перенести вину, или до добровольного признания себя виновным с последующим утоплением в вине и стыде. Это не имеет ничего общего с анализом, синтезом и мышлением.

Автор Ольга Демчук.