У объекториентированной психики множество проблем, но в этом посте я хочу остановиться на двух из них, потому что именно они создают непосильное напряжение, в котором весьма трудно разобраться самостоятельно.
«Я ненавижу её/его, за то, что меня принуждают делать то, что я не хочу».
Приблизительно такая фраза звучит от такого человека.
Достаем психоаналитический микроскоп, включаем осознанность и останавливаем время, чтобы постичь происходящее.
ПЕРВОЕ.
Ненависть нужна для того, чтобы разрешить себе сказать «нет». То есть права на отказ изначально не существует. «Нет» Главному (значимому объекту) говорить нельзя, можно только теряя тапки бежать и исполнять его желания. Потому что он накажет: игнором, отвержением, вмененной плохостью. И память надежно хранит это клеймо, поставленное ребенку на веки вечные, чтобы не смел, не помышлял, не думал о том, что можно перечить, не повиноваться, ослушиваться Главного. У людей до панических атак доходит, до страха смерти, если возникает даже на намек на мысль быть бунтовщиком.
Если ты разрешишь себе злиться на человека, если ты сделаешь его «плохим», «темным», «ужасным», то наконец-то приобретешь право ему не подчиняться. Для этого надо ох долго копить злобушку, паковать её плотно до взрывной концентрации. И, несомненно, когда накопишь и это «нет» произнесешь, будешь выглядеть как истеричный, аффективный псих, безумный и отвратительный. Тебе так и скажут: «Ненормальный, ты чего орёшь, чего хамишь». И ты такой на себя посмотришь и скажешь: «И действительно, я псих».
Из-за того, что все эти эмоции имеют место быть, возникает следующая проблема, которая заключается в том, что сразу после отказа ты начинаешь сомневаться в том, правильно ли ты сейчас поступил, может быть,надо было всё таки сделать, исполнить приказ. И в тот самый миг ты нападешь на себя, традиционным чувством вины и бесконечными сомнениями и терзаниями, с просчитыванием возможным вариантов исхода. «Я точно был прав, а так можно было сделать, я не перегнул ли я палку. У меня внутри столько злости, я точно плохой, у нормального человека столько черноты не может быть».
Так внутренний Душегуб выполняет свою работу, «мягко» пытаясь вернуть тебя в стойло: «Ты куда это с галеры собрался бежать, сам то пропадешь, убогий ты наш. Кто тебе будет еду в деревянной миске давать? Кто будет нары в нижнем трюме предоставлять? Кто будет указывать, что делать? Ты сам то и не знаешь, ты же рабом родился, рабом и умрешь. Ты что и в правду думаешь, что можешь где-то еще работать, кроме галеры? Ха-ха-ха, какой наивный глупый человечек!»
ВТОРОЕ.
«Не могу, не знаю, не умею, не хочу, не понимаю», могут говорить только сильные и самодостаточные люди. Люди с комплексом неполноценности всегда компенсируют свою несостоятельность собственной идеализацией и фантазийным всемогуществом. «Всемогущим» не свойственна слабость, они, во-первых, как солдат Герасим, который на всякую фигню согласен, или как пионер, который всегда готов. А во-вторых, они как ангелы, спасающие, всё и всех, благородные, в светлых одеждах и упивающиеся своей святостью. Они простирают свою сияющие крылья и с их уст слетает: «Я могу, я спасу, я добр».
Надо же придумать себе красивую легенду, чтобы оправдать предательство себя, игнорирование собственных потребностей и слепое обслуживание Главного. Ложь эта будет фантасмагоничной, потому что именно так ребенок себе это всё объяснял когда-то, и ты несешь в себе именно такой способ оправдания. Тебе надо благородно объяснить себе, красиво, почему у тебя по прежнему нет того, что тебе надо и почему ты до сих пор на галере гребешь.
Тебя же в детстве хвалили, какой ты помощник, какой ты молодец, когда слушаешься Главного. Даже если не хвалили, то хотя бы не наказывали игнором и не вменяли чувство вины «какой плохой/непослушный мальчик/девочка». И ты выучил эти трюки и эти фокусы, и до сих пор сам себе их показываешь в своём театре абсурда.
Дурил ты себя понятно почему, потому что придумал себе отложенную жизнь, где тебе надо еще чуток потерпеть, подождать, постараться и Главный одарит тебя любовью и разрешит наконец-то делать то, что ты хочешь. Тебе же без разрешения нельзя делать что-то для себя. И твой «чуток» растянулся лет так уже на 30-40-50, всё ждешь родимый, когда эх, как заживешь то по полной, как разгуляешься.
Подведу итог.
Первое, это запрет на отказ под страхом смертной казни, который можно нарушить только при достаточном обесценивании объекта и накоплении необходимого количество эмоционального возмущения.
Второе, это вера в собственное всемогущество, где ты всё можешь, где тебе не трудно, где ты упиваешься, какой ты молодец и сколько работы ненужной тебе лично переделал и дел для других наворотил, проигнорировав собственные потребности.
Двойной капкан, точнее клетка, в которой мечется обезумевший от непонимания происходящего человек, которому фигово до тошноты от отвращения к себе злому, беспомощному и не имеющему того, чего так хочется. Это метание усугубит несостоятельность и тогда ты уже сам поползешь хоть к какому-то Главному целовать стопы, чтобы он поручил тебе что-то а ты сделал это для него, потому что для себя тебе делать запрещено, а смысла в жизни всё таки хочется хоть какой-то иметь, потому что без него полетишь в яму внутренней пустоты и бессмыслия.
Вот такая страшная сказка у меня получилась. Но вы не расстраивайтесь, выход есть. Только не спрашивайте у меня что делать, потому что вам понять надо, что вы в этом капкане. А «делать», это про ногу, которую вы вырывать силой хотите, так только боль себе опять причините, устанете, да и покалечитесь. Лучше присядьте, присмотритесь внимательно, сконцентрируйтесь на устройстве механизма капкана, замедлитесь и не торопясь начните постигать, где вы и как устроен капкан.
Не можете видеть происходящее внутри, и не хотите обращаться за помощью, потому что «всемогущие» и можете всё сами? Тогда сидите и щупайте, потому что без понимания делание чего-то может привести только к усугублению ситуации, а не к решению проблем. Мы вот так «не подумали» 21 апреля, а сделали на «эге гей» и сели в клетку.
Автор Ольга Демчук
#яумру_безтебя