Можно написать книгу о том, что такое апельсин. Подробно описать его внешний вид, объяснить, что это плодовое дерево, относящееся к цитрусовым, даже написать, что это гибрид помело и мандарина. Красочно рассказать о его вкусе, используя метафоры и сравнения. Человек прочтёт эту книгу, и даже будет уверен сам, что понял, что такое апельсин. Но пока он не попробует его, в его внутреннем мире будет стоять лишь пустая коробка с надписью "апельсин".
С аутоагрессией подобная ситуация, невозможно собрав теоретические знания, помнить и осознавать все её аспекты. Это главная проблема в работе с ней, аутоагрессия не узнаётся.
На психоаналитических сессиях я не раз, с сожалением наблюдала случаи, когда кроме аутоагрессии во внутреннем мире нет больше ничего. Она тотальна и постоянна. Если бы человек спросил: "Какие объекты в этом пространстве аутоагрессия?". Я бы ему ответила: "Она пока и есть всё это пространство".
Каковы последствия аутоагрессии:
1. Низкий уровень внутренней энергии вплоть до депрессивных состояний, когда подавляется вся активность.
2. Озлобленность на мир и претенциозное отношение к другим.
3. Обесцененное восприятие себя, как неполноценного, ничтожного. Что принуждает обесценивать других людей, чтобы не быть намного хуже их.
4. Невозможность реализации потенциала личности, кажется, что реализовывать нечего.
5. Постоянное плохое настроение, из которого мир кажется мрачным и опасным, а другие люди воспринимаются как агрессоры.
Почему же тогда аутоагрессия, несмотря на её деструктивные последствия для личности становится единственным способом выстраивания общения с самим собой? Почему она не узнаётся?
Потому что аутоагрессия воспринимается, как нечто иное, впрочем как и многие эмоции и процессы во внутреннем мире. Фактически при работе с аутоагрессией её нужно разоблачить. Когда мне задают вопрос: "Что делать?". То ответ: "Вам скорее нужно перестать что-то делать с собой, чем делать что-то дополнительно. Это лишь бессмысленно нагрузит вас новыми инструкциями ухудшив состояние".
Аутоагрессия воспринимается человеком как забота о себе, стимулирование активности, рвение и устремлённость, как единственный способ начать вообще что-то делать. Аутоагрессию не отличают от критического отношения к себе, и даже от анализирования. Человеку кажется, что он "думает", а на самом деле он сбрасывает на себя атомные бомбы и внутреннее пространство становится выжженной землей, на которой нет жизни. Если вам кажется, что вы анализируете, а вам становится хуже, вы враждебны и ходите по кругу. Враждебны к себе или к другим, принципиально не важно, источник единый.
Из-за аутоагрессии человеку страшно, ему панически страшно начать что-то делать, идти к людям, проявлять себя. Человек боится сам себя, но ему кажется, что это другие страшные. Потому что если он сделает что-то не соответствующее его представлению о "правильном", он будет долго и методично атаковать себя внутри, наказывая, казалось бы невинной фразой: "Как ты мог?". Фраза то невинная, а вот её эмоциональная окраска садистична.
Именно поэтому тотальный контроль как себя, так и окружающих, кажется жизненно важным, потому что если вдруг что-то пойдёт не по "правильному плану", человек уже понимает, что ему предстоит сделает с собой.
Я часто спрашиваю у клиентов: "Если бы кто-то другой говорил бы вам все эти слова, если он делал с вами то, что вы делаете с собой внутри, вам бы это помогло?". Люди отвечают, что это бы разрушило их, и они бы сбежали от такого человека или агрессировали бы в ответ на него. Но от себя не убежишь, а агрессируя на себя мы вместо утоления страданий, провоцируем эскалацию внутреннего конфликта.
Для работы с аутоагрессией необходимо исследовать её системообразующий принцип, выйти за сферу её влияния, чтобы покинув пространство её власти понять смыл этого бессмыслия.
Да, это идеальность, точнее принуждение себя стать соответствующим образу, который гарантирует некое стабильное получение придуманного счастья, в котором человек якобы получить всё, всегда и навсегда. Помучиться, добежать и начать наконец-то жить. Это ритуал, в нём нет логики. В нём вместо мышления - контроль, вместо понимания и разъяснение - догма, вместо сомнения в правоте - уверенное и категоричное констатация " это правильно, а это неправильно".
В работе с аутоагрессией достаточно научиться узнавать её и называть своим именем. Это снимает напряжение и ты понимаешь, что это лишь ритуал, а не путь к счастью. Следующим шагом должно стать понимание, что аутоагрессия сдерживает структуру, которую я назвала ВАИФ (внутренний аффективно инфантильный фантом). Именно ВАИФ отвечает за хранение концепции "мечты", к которой якобы должен прийти человек. ВАИФ одновременно и источник идеи и главная помеха, которая норовит, не дождавшись соответствия, уже начать жить так, как ей хочется, как придумалось. Если сформулировать это метафорически, то это можно вместить в фразу: "Я правя тебя, приведу тебя в мир, где ты будешь счастлив, а ты всё вечно портишь. Сиди и не высовывайся".
Тема аутоагрессии на мой взгляд первое, что необходимо обсуждать на психоаналитических консультациях, иначе клиент будет слышать ваши слова только как упрёки, как разоблачение, как недовольство им. И психоаналитик рискует стать агрессором, который добавит к уже имеющимся инструкциях по достижению идеальности новые. Эта тенденция хорошо заметна в оправдывающимся тоне ответов, после которого важно прояснять как клиент услышал ваши слова, там уже точно появился добавочный смысл, исказивший суть.
Аутоагрессия - это неисчерпаемый источник для активности, если развернуть её вектор в конструктивном направлении. И это хорошая новость для депрессивных людей.
17 июля в 16.00 мы нырнём в тему аутоагрессии и обязательно следующей за ней агрессии. Приглашаю интересующихся на вебинар.
Ссылка на регистрацию участия https://olgademchuk.org/agressia-i-autoagressia