Блог

Я в последние дни сравнивала ощущение от пребывания в Киеве с тем, как я себе это представляла до приезда сюда.

Статьи

Я в последние дни сравнивала ощущение от пребывания в Киеве с тем, как я себе это представляла до приезда сюда. Моё воображение делало Киев более опасным, чем оказался фактический Киев. Несомненно, остаётся постоянная угроза атак баллистическими ракетами и т.д. Но мне, как психоаналитику было интересно понять, на сколько "велики глаза" у моего страха.


Все наши фантазии о том, что переживают другие и о том, что происходит в других городах, имеют мало общего с реальностью. Нас неизвестность пугает гораздо больше незнания. То есть нам легче выносить страшное, чем неведомое. Нам легче драматизировать, катастрофизировать, демонизировать, чем честно признаться себе: "Я не знаю, я не понимаю, я несведущ/а в этом".


Так устроена наша психика, она пытается сохранить всезнайство и не согласна на уязвимость непонимания. Мало людей могут без потери самооценки произнести: "Я не компетентен/на в этом". Фактически, когда нам хочется что-то представить, или кого-то понять, мы лишь воспроизводим свои фантазии и страхи. В какой-то момент эмоции так захватывают нас, что мы теряем власть над своим разумом и "пенимся" воображением.


Сейчас я могу трезво оценить уровень страха в Ужгороде и уровень страха в Киеве. В Ужгороде мне было спокойнее, чем 24 и 25 февраля в Киеве, но страшнее, чем сейчас в Киеве. Во-первых у многих ужгородцев есть страх людей не переживших фактические события бомбёжки, поэтому им страшнее, чем тем, кто пережил. Во-вторых, в Ужгороде меня беспокоило количество мужчин, которые сбежали от войны, они были похожи на курортников. Женщине тяжело быть рядом с теми, кто гарантировано не защитит. В-третьих, громко звучащие сирены, летающие вертолёты постоянно выбивали меня из колеи. В-четвёртых, дома всегда спокойнее и защищённее, это факт. Дом, это скорлупа. В-пятых, я перестала чувствовать себя предавшей любимый город, ушло чувство вины "сбежавшей".


Главный вывод, который я сделала после возвращения домой, мои фантазии и факты различны. Я ехала в Киев, как "жена декабриста", готовая к испытаниям, согласная на ухудшение условий, а попала в пространство, где мне объективно лучше.


Думаю нам надо меньше нагнетать внутренний ужас, представляя, что и как где-то. Лучше направить эти силы на реальную помощь нуждающимся в ней. Я для себя приняла решение постоянно поддерживать ЗСУ деньгами, а так же людей, которые просят деньги в постах на нужды армии. Я осознала границы своих возможностей, честно, не пытаясь выдать желаемое за действительное. Я не знаю, что будет в будущем, возможно, многим из нас придётся взять в руки оружие, если объявят всеобщую мобилизацию в России и россияне начнут идти на нас миллионными толпами. Но пока я принимаю людей, пишу посты, снимаю видео, плачу налоги, я маленькая деталька в экономике моей любимой страны.