Состояние "жертвы", можно разделить на объективное состояние, это когда в отношении тебя совершаются насильственные действия. И субъективное состояние, это когда непосредственной агрессии уже нет, а личность продолжает жить в событиях прошлого, переживая их как настоящее.
Это связано с тем, что в момент трагических событий в психике формируется мощная доминанта, эмоционально заряженная, которая приобретает очертания, аспекты агрессора и человек оказывается запертым внутри со своим мучителем надолго, а иногда навсегда. Чем чаще человек обращается к этому образу, к этим воспоминаниям, тем больше он создаёт нитей, неразрывно пришивающих его к внутреннему палачу.
"Мысли об этом причиняют мне боль, но я не могу перестать думать об этом"
"Мысли об этом поднимают во мне волну ярости, но я не могу перестать думать об этом"
"Мысли об этом заставляют меня переживать вновь мою неполноценность и отвращение к себе, но я не могу перестать думать об этом"
Аналогичные переживания, но значительно меньшие по интенсивности и продолжительности, возникают, когда человек считает себя обиженным другим, несправедливо наказанным, когда терпит неудачу, когда не получает желаемое. Есть некто, из-за кого возникло ощущение плохости, и эту плохость невозможно помыслить как собственные переживания, а только лишь как причинённый другим вред.
"Если это мои переживания, чувства, то мне надо искать источник, генератор этих чувств внутри и что-то делать с ним"
"Если я причина моих переживаний другой человек, люди, то мне надо что-то сделать с ними"
И человек делает, ненавидит мучителя, ведёт диалоги с мучителем, доказывает что-то мучителя, даже убивает мучителя, но всё это в собственном воображении. А мучитель воскресает вновь и вновь, меняя только свои лики, на эту роль назначаются разные люди, но есть и примадонны, не сходящие со сцены многие годы одни и те же персонажи. Единожды поселившись в психике человека, мучитель становится неразлучным спутником, а человек навсегда "жертвой".
Это внутренняя война, противостояние, забирает все силы и неизбежно разрушает личность и превращает её в генератор деструктивной, чёрной энергии. Такой человек становится токсичным, вечно недовольным, претенциозным.
"Жертва" или агрессивная, причём ей постоянно мерещится нападение на неё, даже при нейтральных обстоятельствах. Или же она тонет в депрессии, потому что захлёбывается в избыточно генерируемой плохости. Или же пытается изображать "счастье", которого нет, а есть выключенные, замороженные чувства, превращающие её в куклу. Всё это признаки "жертвы", человека, которому собственный внутренний мир не принадлежит, там хозяйничает мучитель.
Человек сожительствует с фигурой "врага-мучителя", при чём часто или иногда, незаметно для себя, он уже сам ведёт себя как агрессор, потому что это единственная альтернатива для роли "жертвы". Но узнавать это запрещено, "жертва" собственную агрессию отрицает, категорически, ведь тогда она утеряет статус "жертвы", дающий возможность делегировать ответственность за плохость другим. Агрессивные поступки, слова и мысли стираются ластиком из памяти, для них всегда найдётся изощрённое объяснение, это месть. Наказание жертвой агрессией агрессора агрессией не считается.
Особенно патологичны эти все процессы, когда у человека больное самолюбие, он без кожи, его кожу "съели" постоянные пытки и разборки во внутреннем мире, он оголён и нервы ни к чёрту.
Личности живущая внутри с мучителем может помыслить только два режима существования, она или жертва, или не жертва, а не жертвой она может быть только в роли агрессора. Если иной выход из запертости с мучителем? Если иной способ не быть жертвой, но не быть агрессором?
Попробуем в этом разобраться в эту субботу на вебинаре 21 мая.
Ссылка на вебинар «Выход из состояния жертвы» (можно участвовать онлайн или приобрести видео-запись), который состоится 21 мая в 16.00 https://olgademchuk.org/vyhod-iz-zhertvy
P.S. На всякий случай, во избежание кривотолков еще раз напомню про написанное в самом начале статьи, про объективную, фактическую агрессию и по субъективную, фантомную агрессию, которой в настоящем уже нет, а кажется, что она есть. Статья именно про второй вид.