«Если мне больно, значит я прав», - эта идея является одной из главных причин, невозможности изменить свою судьбу. Человек уверен, что его боль является индульгенцией, полностью снимающей с него ответственность неправоты.
«Если мне больно, я пострадавшая сторона» - эта идея не позволяет задуматься над тем, что восприятие происходящего может быть искажено. Например, человек, напрямую спрашивает, в чём причина его постоянного разочарования в людях. И если ему ответить: «Дело в вашем искажённом восприятии, главной причиной которого является идеалистическое представление о себе»,- он может ощутить боль, и заявить, что он пришёл к психологу не выслушивать обвинения в свой адрес. Почему он решил, что это обвинение? Потому что ему больно это слышать.
Чаще всего люди молчат, улыбаются в ответ, скрывая боль. И тогда у другого нет даже шанса понять, что происходи. Другой уже стал тираном, а испытывающий боль пострадавшим, но приносящим жертву. И тот другой уже должен, а пострадавший свят. «Мы можем перенести встречу?», «нет, у меня не получится». Боль, и при том боль отвержения, которую можно стоически выдержать, и ощутить, как ты свят, а можно затаить обиду, и в следующий раз поступить также. И не важно, что человек действительно не мог перенести, ведь боль говорит о другом, если ты страдаешь, значит, терпишь, если терпишь, значит свят.
Идеальным людям больно от всего, что не про «какой прекрасный мир, какой вы замечательный человек». И такие фразы, как например: «Может быть, есть и ваша доля ответственности в том, что вы постоянно попадаете в конфликтные ситуации», вызовет непереносимую боль.
Было бы конечно проще разозлиться, ведь говорящий эти слова «ранит», фактически оскорбляет такого прекрасного человека. Но это тоже нельзя, потому что тогда уже даже от себя невозможно будет спрятать правду, про больное самолюбие и повышенную агрессивность от нежелания мира быть таким как надо. Во вне или внутрь агрессия будет проявлена, в этом рассуждении не важно. Некоторые вообще почему-то думают, что высшей ступенью развития является проявление агрессии во вне. «Не мешайте мне проявлять агрессию, я уже не жертва», - с горящими глазами сообщают они.
Больное самолюбие ещё принято называть «сверхчувствительностью» и «ранимостью». Это, несомненно, больше ласкает слух, чем понимание, что ты не можешь реализовать себя не потому, что люди плохие, а потому что ты хочешь, чтобы все вели себя с тобой, так, как надо тебе, и желательно с восхищением и безусловным принятием. «Я так страдаю, от несовершенства этого мира», - звучит прекрасно. Но на самом деле это: «Я так страдаю, от того, что я такой совершенный, а эти люди и мир нет». Неподобающие обрамление для уникального брильянта.
Самое печальное, что чем больше человек страдает, тем сильнее он убеждён в том, что он прав. И не приведи Господь, вам посметь усомниться в том, что страдания были по глупости, ограниченности мировоззрения и высокомерия. Вы рискуете стать врагом для этого человека. У него и так мало радости в жизни, ведь всё не так, как он хочет, а тут ещё вы у него страдания забрать хотите. Лишить, так сказать, последней радости в жизни, уверенности в своей правоте.
Вот что что, а страдания точно не могут быть бессмысленными, потому что если это так, то придётся многое узнать о себе нелицеприятного, а это опять боль. «Я уже и так натерпелся», - подумает человек и оставит всё как есть в своей несчастливой жизни.
Мне часто говорят, как так, я ощущаю себя полным ничтожеством, а вы говорите, что я себя идеальным считаю. Отвечаю, вы не ничтожество, вы личность, да, со своими особенностями, и если вы считаете себя ничтожеством, это говорит о том, что ваша идеальность таких огромных размеров, там такие нереальные требования, там такое непомерные стандарты, что всё, что есть реальное в вас и в мире, ничтожно, в сравнении с этим. Всё дело в том, с чем сравнивать, если с идеальным идеалом, то да, тогда конечно – ничтожество.
Я долго думала над тем, почему решение проблем так близко, я человек не может изменить свою жизнь, и поняла, благодаря подготовке к Школе интуитивного мышления, что дело в боли. Первичная боль, младенческая, всегда телесная, она неоспоримый факт реальности. И вся остальная кладётся на этот фундамент.
Ты узнал, что с тобой неинтересно общаться – боль. Хотя можно было бы книги почитать, интеллект развить.
Ты узнал, что с тобой не хотят встречаться – боль. Хотя можно было бы понять причину и измениться.
Ты узнал, открыв ФБ, что твой пост не лайкнуло пятьсот человек – боль. Хотя можно было бы проанализировать и понять, что лайкать такие посты, это как публично признаться в том, что ты именно тот, которому больно от написанного.
У боли есть ещё один аспект, человек с ней начинает ощущать себя живым, боль сообщает о том, что ты точно есть, и если удовольствие запрещено, и развитие, воспринимается как угроза безопасности, то только она, боль, становится твоей единственной любовью, которая есть всегда, неразлучная спутница, которая не предаст и не бросит.
Автор Ольга Демчук
Автор картины Alexy Préfontaine