Иногда молчание красноречивее слов. Человек боится своих чувств, он заранее напуган собой живым. Эмоции изымаются из речи, выхолащиваются, и получается набор формальных фраз. О чём молчит человек? Цензура беспощадна и глаза, которые смотрели на тебя переполненными переживаниями, через слова не промолвят ничего. Иногда мне кажется, что только плач остался искренним, даже смех уже не потому что смешно, а потому что невыносимо сдерживать напряжение тревоги. Может быть людям нужны страдания, чтобы вновь побыть живыми и искренними даже с самими собой?
Мы научились жить глазами. Действия, фразы, мимика уже не выражает нас самих. Приличное лицо, социально приемлемое, за которым кто? А вот глаза по-прежнему свободны, им позволено всё. Они могут потрогать, дотянуться и взять, то, что хочется. Овладеть желаемым и присвоить его себе, примеряв. Глаза выхватывают из окружающего пространства объект и отождествляют себя с ним. Прикоснулся глазами к дорогой машине и тут же представил как ты в ней или кто сейчас в неё, и как он туда попал. Забрался глазами в глаза другого человека, и придумал, какой он, и даже как он к тебе относится. На нищих людей и бездомных животных лучше не смотреть, ты по привычке можешь стать и ими, а потом будет трудно разъединить себя с этими образами.
Глаза глотают окружающее пространство, пытаясь насытить внутренний голод несостоявшейся жизни. Глаза ткут альтернативную реальность, в которой ты властелин, наделяющий придуманным тобой смыслом людей и явления. Что происходит в твоём внутреннем мире, лучше не знать, там спутано и мрачно, поэтому надо найти внешний предмет, за который можно зацепиться и не соскользнуть в неисследованную пропасть внутреннего мира. От поглощения внешнего голод не становится меньше, но на какое-то время легче. "Ещё, дай ещё", - и человек открывает глаза, и берет очередную порцию новых внешних впечатлений. Может быть, глаза только и остались от того, чем мы были когда-то? Может быть, только они и живут?
______________
История про судьбы других людей, вовлекла сознание в фантазийное проживание не своей жизни. Узнанный опыт, о непрожитом тобой лично, имеет "тёмную и светлую" стороны. Мы знаем больше чем могли бы, и отождествляя себя с героями историй проживаем с ними их жизнь. Сражаемся, достигаем, любим, теряем, заводим семью, получаем пол королевства.
Миф из уст стал словами на бумаге, слова дополнились картинками, а сегодня достаточно фотографий в ленте, к которой ты уже сам придумаешь подходящую историю. Листание ФБ или Инстаграм научило нас отдавать предпочтение тому, кто смог "зацепить" и подарить переживание.
Переживание даёт возможность ощутить себя живым, соприкоснуться с состоянием "я есть'. Декарт утверждал, что он мыслит, значит существует. Я бы перефразировала эту идею под современные реали: "Если я переживаю, я не мертвый". И наша психика точно найдёт способ, извлекающий её из состояния "меня нет". Страдание тоже подойдёт, в крайнем случае. И если из всей палитры чувств тебе разрешено, и поэтому ты научился только страдать, ты попал.
Человек заворачивается в аутистичную ракушку зацикленности на себе, в которую он может "натаскать" себе глазами желаемые игрушки, обустроится там и получить в фантазировании, всё, что надо ему. "Only for you, и ни в чём себе не отказывай, яхонтовый мой", - шепчет на ушко ласковый голос. Люди могут на часы погружаться в фантазийный мир, и, выныривая от туда, чаще всего разочаруются, обнаружив серую, скучную и опасную реальность. Но в этом сне наяву есть проблема. Переживания там тусклые, это скорее сон наяву, и в какой-то момент ты понимаешь, что там всё понарошку. Употребление алкоголя и наркотиков поможет погрузиться реалистичнее в этот мир, но многие прекрасно справляются и без них.
Тупик. В реальность невыносимо быть, она вызывает у тебя избыточные эмоции своей неконтролируемой событийностью, потому что точно, не такая, как ты хочешь. А твоё фантазирование о том, как должно быть не утоляет твой голод по всему. В этом месте можно заплакать, от обиды и бессилия, как ребёнок, горькими слезами залить этот тупик. Человек хочет не так жить свою жизнь. А как? Если есть «не так», значит точно, есть эталон, к которому он бессознательно стремиться.
А вот с этого места для меня, как для психоаналитика начинается самое интересное. Куда же так хочет попасть человек, раз он замер и ждёт этого, ценой своей не прожитой жизни? О чём фантазирует, поглощая мир глазами? Почему он постоянно недоволен тем, что у него есть, зачем обесценивает то, чем уже обладает? И почему ему кажется, что вон тот, нет, вот этот человек точно это уже получил? О чём грезит он, заглядывая в глаза прохожих и значимых для него людей, что ищем там?
И у каждого ответы на эти вопросы будут разными, но будет в нём и нечто общее. Мы ищем потерянный рай. Ищем мы себя, переживающего счастье обретения контакта с собой. И те обстоятельства, которые нам подарили это, мы и пытаемся воспроизвести, чаще всего в фантазиях. Потому что дороги назад уже нет, нет уже того ребенка, в теле которого мы это пережили. Я раньше думала, что всё дело в психологических травмах, что именно они удерживают человека в прошлом, инфантилизируя его, что Внутренний ребенок, это плод ужаса, который произошёл. Да, травмы оказывают воздействие на личность, но главное не они, а этот момент счастья. Именно он тот магнит, который сбивает с курса весь корабль. Идеализация, разочарование в людях, обесценивание всего, что есть, недовольство, страдания, боль от невозможности получить то, что ты хочешь, это от туда. Поэтому в реальной жизни ничего и не получается, потому что хочется не того, что присуще взрослому человеку, а совсем противоположного. Развитие останавливается и идет не в сторону раскрытия потенциала личности, образуется тупиковая ветвь эволюции в конце которой стоит табличка «Рай»: «Стань правильным и ты получишь всё, что хочешь».
Дети не зарабатывают деньги, дети не создают семьи, дети не растят детей, дети не реализуются и не умеют думать, они не могут планировать будущее, они могут только фантазировать и ждать, что им это кто-то даст. Появится он/она и сделает сказку из их фантазий былью. Эту правду трудно признать, легче найти других виноватых или иную причину, объясняющую, почему я страдаю.
-----------------
Глаза ждут. Они отказываются смотреть внутрь, они полны надежды и отчаянья. Они не готовы оплакать и отпустить то, что прождали уже так много лет. Они спрашивают что надо сделать, чтобы получить ЭТО. И они становятся пустыми и отрешенными, если ты захочешь забрать эту сказку. «Берите всё что хотите, только оставьте мне мою мечту о том, что это всё таки возможно», - умоляют глаза «не ребёнка».
Поэтому в мыслях и тем более в словах давно нет истины, она покинула их. Речь стала мыльными пузырями из лунапарка. Люди рисуют, танцуют, поют, пытаясь найти утерянный контакт со своей душой, они строят мост, чтобы наконец-то обрести себя, чтобы «отложенная жизнь в ожидании рая» успела стать настоящей судьбой. Потому что, напрямую, через «райского ребёнка», не прорвёшься, он выключит твоё сознание, пусти отупляющий газ и опять утащит в кукольный домик играть в его сказку.
Автор Ольга Демчук