(«Восприятие», статья №1 к проекту «Игры разума»)
Вы задавались вопросом, почему некоторые люди гиперчувствительные? То есть у них происходит некое избыточное восприятие происходящего и это для них непереносимо, вплоть до панических атак и потери сознания? Мне это было очень интересно исследовать, потому что сама такая. Гиперчувствительность создаёт много проблем и ограничений, тебе нужно её постоянно учитывать, иначе будет больно.
При таком состоянии я бы назвала раздражающий фактор – «атакующим». То есть, тебя внезапно атакует нечто из вне. Например, эмоциональное состояние другого человека, который сидит с тобой в метро рядом. Или лай собаки у соседей. Или погодные условия, когда наблюдается обострение в осенне-весенний период и появляется, как минимум хандра.
То, что нам не нравится, то, что нам не подходит, то, что идет не так, как мы хотим, кажется нам нападающим на нас. Вы замечали, что происходит с вами, когда вам надо быстрее идти, а перед вами кто-то движется медленно, заслоняя дорогу? Или же когда вы хотите купить билеты, а их нет? И тут выбор, упасть в ничтожность или разозлиться, но про это будет вторая статья о восприятие, а сейчас я хочу сосредоточить своё внимание именно на «не добрых» по отношению к нам обстоятельствам.
Почему громкий звук нам кажется «не добрым»? А звук будильника, когда мы не выспались? А молчание в ответ на наш вопрос? У так называемых гиперчувствительных людей, даже шерстяной свитер может быть «злым» или же до конца закрывающийся ящик стола, который решил вас свести с ума окончательно . Таким людям нужны очень специальные условия жизни, чтобы они чувствовали себя комфортно. Давайте разберемся, почему наше восприятие сообщает нам о том, что реальность сейчас атакует и что это за специфические условия нам нужны.
Предположу, что это должны быть условия, которые нам подходят, нравятся, и лучше всего, когда они идеальные для нас. Идеальные у каждого специфические, вы даже не представляете, на сколько они у всех разнообразные, и с вашими совпадут они только по нескольким пунктам. Идеальные, это позволяющие нам пребывать в определенном эмоциональном состоянии. Каком? Радости, счастья, спокойствия, драйва? У каждого тут будет стоять свой ответ. Но в этих ответах будет нечто общее: «Пусть всё будет так, как я хочу. Аминь». Мы даже молимся так, просим у Бога то, что надо нам, не интересуясь его планами на мироздание. Заслуживаем у него примерным поведением право на надежду хоть когда-то обрести желаемое.
У каждого человека свой мир, некая параллельная Вселенная, в которой свои законы, принципы и причудливая логика. Самая витиевая у тех, кто привык жить внутри себя, мало контактируя с внешним миром. То есть их внутренняя реальность наименьше всего синхронизирована с внешней реальностью. Внешняя реальность таким людям кажется опасной и не предсказуемой.
Как вы думаете, какие жизненные обстоятельства должны быть у ребёнка, чтобы он ушёл жить в выдуманный мир? Угу, чаще всего непереносимые, от хорошего никто не убегает. То есть мы можем сделать вывод, что это альтернативная реальность была создана, чтобы заменить непригодную для жизни существующую. Как вы думаете, как изменится восприятие внешней реальность у такого ребенка? Ему надо сохранить веру в придуманное точно, жизненно важно, иначе исчезнет смысл жизни, а это психика допустить не может. Человек может дойти до кататонического ступора, лечь и отказаться даже есть без этого смысла. При этом надо себя убедить, что снаружи всё так и есть, знак равно. То есть нужно перекроить восприятие: где -то разбить отражающие зеркала сознания, где-то заменить на нарисованные неменяющиеся картинки, где-то исказить отражение на противоположное здравому смыслу. Главное знак равно и держать силой сознания убежденность, что всё так и есть на самом деле. Так создаются слепые пятна, перевертыши, и множественные искривления восприятия. И это «всё так и есть на самом деле» во взрослой жизни станет «всё так и ДОЛЖНО быть на самом-то деле».
Во внутреннем мире человека ушедшего в себя бурная, насыщенная жизнь. Это у него во внешнем мире мало активности, она вся там, в извилистых коридорах разума. Такой человек может часами думать о сказанных в его адрес двух словах, даже днями может думать. Он играет с ними, играет своим разумом, наделяя множеством несуществующих смыслов. И все эти игры будут о том, как эти слова относятся к нему, и том, как тот, кто сказал, воспринимает его, что он имел ввиду и чем были спровоцированы именно эти слова, а не какие-то другие.
Эти игры разума всегда спектакль, в котором все роли играет один человек. У всех персонажей один и тот же словарный запас, ценности, причины и даже мимика. И так как режиссёр это тот же актёр, который играет все роли, он не замечает однозначность, спереотипичность и отсутствие здравого смысла. А человек живёт, живёт насыщено. Жизненная энергия у него будет продуцироваться и тратиться в одинаковом объеме, уставать он будет также. Психике трудно отличить, это происходит от реальных внешних действий или на помосте внутренней сцены. Испытываемые эмоции, расход энергии, всё это есть и там, и там. И как сказал один большой человек в Украине: «Какая разница».
Но, есть триггеры, которые внезапно человека выдергивают из игр разума. Вытаскивают, как акушерка ребенка при кесаревом сечении. Раз, и ты уже не в теплой утробе с кормящей пуповиной, а в холодном родильном зале, с трудом делающий вдох, который обжигает обычным воздухом, твои расправляющиеся легкие. Реальность атакует! Это больно, это как когда зимним утром, ещё темно, ты только просыпаешься, а кто-то резко включает яркий свет и громким голос орёт прямо в ухо. «Ахтунг, ахтунг! Это я, реальность, а не твой бумажный придуманный мирок неудачник!». И для кого-то это звук дрели у соседей, для кого-то злость таксиста, для кого-то выход за порог собственной квартиры, а для кого-то яркое солнце в безоблачном небе.
«Разгерметизация. Рассинхронизация начата. Внешняя среда враждебна. Уровень угрозы - пятьдесят шесть баллов. Опасность. Опасность». И это мгновенно взвинчивает нервную систему до состояния натянутой струны, у гиперчувствительных. У среднестатистических взрыв аффектом состоится при накоплении критической массы непереработанного раздражения.
Клиент (в мыслях):
- Психотерапевт сказал, что восприятие мира зависит от содержимого моей психики. Что он этим хотел сказать? Что я не умею воспринимать мир? Или что у меня ужасное содержимое психики? Я то знаю, что ужасное, значит, он решил меня обесценить. Или нет? Наверное он хотел сказать этим, что у него с психикой всё в порядке, в отличии от меня. Я и так это знаю, зачем меня так унижать. Господи, я такое ничтожество в сравнении с ним, зачем я терплю эту боль.
Психотерапевт (вслух):
- С вами что-то происходит? Мне кажется, как будто тревога появилось?
Клиент (вслух):
- Нет, нет, всё в порядке.
Давайте вспомним про режиссёра, который наблюдает за играми разума на внутренней сцене. Или не наблюдает? Может быть, он увлекается, и вспрыгнув на сцену, уже тоже стал одним из персонажей. Надо его от туда забирать, и садить подальше от сцены, нет, нет, еще чуть дальше, чем вы представили себе это в первый раз. Что он видит со стороны? Может ли он абстрагироваться от этого «я, про меня, из-за меня, для меня»? Может ли оглянуться и посмотреть в окно, через более или менее чистое стекло на внешний мир и сравнить максимально безоценочно соотносится ли разыгрываемое и тем, что там? Он должен облагать как минимум абстрактным мышлением, смочь созерцать происходящее как сторонний наблюдатель. И в нужный момент растащить, уже готовых броситься в драку актёров, найдя нужные слова для этого, обладая жизненной мудростью и памятью о том, к чему это привело в прошлый раз.
То, как это делать, и не только это, мы будем познавать на Школе холистического мышления «Игры разума».
Ссылки на мероприятие https://www.facebook.com/events/465153677485845
http://olgademchuk.com/posts/704
До встречи 21 марта.
Автор Ольга Демчук
#игры_разума